Найти тему
Вместо репетитора

Промежуточная аттестация по литературному чтению на родном (русском) языке, 4 класс

Вместо репетитора Елена Викторовна (любой браузер)
Вместо репетитора Елена Викторовна (любой браузер)

Прочитай текст и выполни задания

Пчёлы.

Ещё очень давно люди оценили замечательные качества пчелиного мёда. Они собирали дикий мёд в лесу в дуплах старых деревьев, где селились пчелиные семьи. Нападение пчелиного роя в несколько сотен пчёл заканчивалось трагически для человека. Но постепенно пчёлы были приручены людьми, живут теперь на пасеках в ульях и, по сути, являются домашними животными. Из одного улья люди достают десятки килограммов мёда. Человека, который занимается разведением пчёл, называют пчеловодом.

Пчёлы собирают сахаристый сок (нектар) с некоторых цветущих растений: липы, акации, гречихи, луговых трав (клевера и многих других). Для сбора они предпочитают солнечные безветренные дни. Летая со скоростью шесть с половиной километров в час, одна пчела в хорошую погоду за день посещает примерно 7000 цветков. Чтобы собрать с цветов нектар, который превращается в её пищеводе в килограмм мёда, пчеле надо «налетать» около трёхсот тысяч километров. Это гораздо больше половины расстояния от Земли до Луны. Кроме того, перелетая с цветка на цветок, пчёлы участвуют в опылении плодовых и ягодных растений, повышая этим урожай.

Мёд – это зимняя еда пчёл. Ведь зимой пчёлы не спят, а цветов, как известно, в декабре или в январе нет. Вот и трудятся они всё лето. Запасы получаются гораздо больше, чем требуется: хватает и им самим, и людям. В улье в особых ячейках-сотах находятся личинки – будущие пчёлы. Они тоже питаются мёдом.

Пчёлы – это общественные насекомые. У пчёл различают рабочих пчёл, матку и трутней. Труд рабочих пчёл строго разделён: одни приносят «добычу», другие строят соты, третьи чистят соты, четвёртые крыльями, как вентилятором, проветривают улей, пятые несут «караульную службу», дежуря у входа в улей и не пропуская врагов, шестые кормят личинок. Всё это рабочие пчёлы выполняют по очереди, причём вчерашняя уборщица завтра может стать сторожем, а послезавтра будет приносить мёд.

Матка не выполняет никакой работы и сама требует постоянного ухода. Рабочие пчёлы «ухаживаю» за маткой и кормят её пчелиным молочком. Она единственная в улье откладывает яички, из которых выводятся молодые пчёлы. С рождением новой матки старая покидает улей, образуя с частью рабочих пчёл новую семью. Трутень же, пчелиный самец, - откровенный нахлебник. Он намного крупнее рабочих пчёл, и мёда ему для пропитания требуется немало, но трутень живёт без забот и хлопот, участвуя только в воспроизводстве рода. Несмотря на давнюю «дружбу» с пчёлами, люди многого о них ещё не знают. Например, люди часто замечали, что, вернувшись к улью, пчела начинает кружиться – «танцевать». Оказывается, так пчёлы сообщают друг другу о найденных медоносных местах. Но танцы – не единственный способ общения пчёл друг с другом. Жужжание тоже имеет определённый смысл, над разгадкой которого сейчас работают учёные.

А1. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.

1) Матка кормится пчелиным молочком самостоятельно.

2) В малых количествах пчелиный яд – ценное лекарство.

3) Пчёлы производят мёда больше, чем нужно им самим.

4) Пчёлы – это дикие животные, которые атакуют человека.

А2. Назови основную тему текста.

1) Лечебные свойства пчелиного мёда и пыльцы.

2) Участие пчёл в повышении урожайности.

3) Распределение обязанностей среди рабочих пчёл.

4) Пчёлы – трудолюбивые общественные насекомые.

А3. Какова главная мысль текста?

1) Приручив пчёл, человек продолжает познавать их поведение.

2) Старая и новая пчелиная матка не могут жить в одной семье.

3) Легко жить без забот и хлопот как трутень.

4) Нападение пчелиного роя опасно для человека.

А4. Чтобы принести 1 кг мёда, пчеле нужно

1) летать со скоростью шесть с половиной километров в час

2) «налетать» расстояние, равное примерно 300 тысячам километров

3) посетить примерно 7 тысяч цветущих растений

4) пролететь расстояние, намного большее, чем расстояние от Земли до Луны

А5. Почему пчела, вернувшись к улью, «танцует»?

1) радуется возвращению домой

2) хвастается перед другими собранным количеством нектара

3) предупреждает о приближении человека

4) сообщает о найденных ею медоносных местах

А6. Что из перечисленного делают только рабочие пчёлы? Выберите два верных элемента ответа из перечня:

А) Откладывают яички

Б) сторожат вход в улей

В) едят много мёда

Г) «ухаживают» за маткой

А7. В какую из книг надо поместить этот текст?

1) Поучительные истории

2) Детская энциклопедия

3) Рассказы о дружбе

4) Толковый словарь

В1. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.

А. Пчелиная матка и трутни.

Б. Приручение пчёл человеком.

В. Для пчёлам нужен мёд.

Г. Способы общения и сигнализации у пчёл.

Д. Труд рабочих пчёл в пчелиной семье.

Е. Как пчёлы собирают нектар и превращают его в мёд..

Запиши буквы плана в нужной последовательности_______________________

В2. Установи соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найди одно верное объяснение его значения из второго столбца.

СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ

1) нахлебник А) ячейка из воска для хранения мёда и кладки яичек 2) сота Б) специально устроенный домик для содержания пчёл 3) рой В) тот, кто живёт за чужой счет

Г) тот, кто радушно и щедро угощает

Д) пчелиная семья

С1. Почему пчёл можно назвать общественными насекомыми? Назови не менее двух причин.

С2. Перечисли качества и умения рабочих пчёл (не менее двух). Приведи примеры из текста, подтверждающие это.

С3. Как ты думаешь, можно ли сравнить человека, который много работает, с пчелой? Почему?