Об электронной музыке как явлении новом, противоречивом и неординарном, написано уже достаточно. Но что почитать именно об интеллектуальной электронике? Надо сразу уточнить, что формулировка «интеллектуальная электроника» здесь используется для того, чтобы подчеркнуть нетанцевальный аспект данной музыки. Так сложилось, что у широкой публики фраза "электронная музыка" зачастую ассоциируется с клубными направлениями этого жанра.
На этот раз предлагаю Вам ознакомиться с книгой «Океан звука» (Дэвид Туп - David Toop - участник группы The Flying Lizards и постоянный автор британского журнала The Wire.)
Дэвид написал эту книгу ещё в 1995-м году; в России её перевели и издали через 7 лет. А ещё через 5-6 лет она попала мне в руки и я прочитал её за неделю. С тех пор появилось много новых направлений в музыке, но за 10 лет книга не растеряла свою актуальность: я и сейчас нахожу её весьма информативной и полезной. Материал для этого творения, как утверждает автор, собирался 25 лет, и эмбиент уже был вполне сформированным жанром. В общем, было уже о чём писать. Tangerine Dream и Брайан Ино и по сей день радуют почитателей их творчества всех возрастов.
По своей сути, книга впрочем не о направлениях музыки, а как раз о размытии категорий, о текучести музыкальной структуры и влиянии технологий на музыку и звуки, из которых она сплетается.
«Океан звука» читается легко: в том числе, благодаря тому, что со многими персонажами автор встречался и общался лично, вследствие чего сохранена энергетика живого взаимодействия с творцами шедевров новой музыки.
Она затрагивает ещё одну, не менее широкую область творчества: запись звуков окружения, а это уже не только мир художников и музыкантов, но и учёных, исследователей различных явлений, инженеров. Впрочем, все они в душе — художники.
Оливье Мессиан однажды сказал: «Природа — это главный источник». Этот композитор интересовался орнитологией, изучением голосов птиц — взять, хотя бы, его «Каталог птиц» для фортепиано. Но, конечно, не для него одного природа была мощнейшим источником вдохновения.
А что, если использовать не инструментальную интерпретацию пения птиц и рычания хищиников, а документальную запись? Может ли это представлять интерес для широкой публики? Известная компания «Capitol Records» выпустила диск "Песни горбатых китов" с записями голосов этих морских млекопитающих, произведёнными Роджером Пэйном — специалистом по биоакустике, членом "Нью-йоркского зоологического общества". Диск имел колоссальный успех: было продано более ста тысяч копий! Годы спустя произошло переосмысление этого материала: запись в прямом смысле слова разобрали на сэмплы продюсеры нью-эйдж музыки и рэйв движения (например, пение китов можно услышать в «Enchanted» короля джангл-сцены LTJ Bukem).
Также в книги поют пляжные пески, шумят деревья на ветру, бьются волны...
К сожалению, такая звуковая среда не слишком близка среднестатистическому жителю крупного города. А что мы слышим каждый день? Популярную и не очень глубокую музыку в магазинах и торговых центрах. Низкочастотные волны, выплывающие из проезжающих мимо машин. Эта, уже для многих более привычная сторона мира звуков, тоже описывается и анализируется автором.
Читатель может подумать, что это ещё одна книга про эмбиент, как бы его ни называли и ни формулировали. На деле же, в книге уделяется внимание и другим направлениям электронной музыки: тому же Ричарду Д. Джеймсу, более известному как Aphex Twin, или Майку Парадинасу (µ-Ziq, Kid Spatula). Их творчество пересекает много областей современного искусства, не только звукового и музыкального.
В книге много внимания уделяется самому разнообразному музыкально-звуковому творчеству, описано это ярко и вполне художественно. Читается на одном дыхании.
P.S.: Много интересной музыкальной, звуковой и текстовой информации по этой теме можно найти в сообществе ВК http://vk.com/prostranstwa
Сообщество также активно развивает одноименный подкаст. Услышать его можно в том числе на Yandex.Музыка.