Дети бежали в школу.
Кое-как одетые, кое-как обутые. Старались не попасть ногой в лужу: это в средней полосе май - уже теплое время. А на Севере в начале мая еще холодно. Промочишь ноги - заболеешь.
Школа была далеко. Дети бежали учиться.
Измотанные голодом и нищетой, живущие в постоянном страхе получить похоронку на отца или брата, нередко работавшие наравне со взрослыми: они все равно стремились к знаниям.
В тот день стайку школьниц на полдороге остановил пожилой мужчина. Он был взволнован.
-Идите домой, ребятки. Война закончилась. Уроков не будет сегодня.
Дети ахнули.
Они так долго этого ждали.
Война закончилась, война. Теперь вернутся все, кого уже и не мечтали увидеть. Теперь начнется новая мирная жизнь, которую эти дети толком-то и увидеть не успели. В числе этих девчонок была моя бабушка. Она родилась летом тридцать шестого, вскоре простудился и умер от пневмонии ее отец, она его даже не запомнила. Когда началась война, ей не исполнилось еще и пяти (какие там дни рождения, не до них теперь). А когда война закончилась - ей было девять.
Девять лет. Как моему старшему сыну.
Так много хлебнувшие. Так рано повзрослевшие. Но дети есть дети. Они побежали домой, чтоб сообщить о том, что закончилась, наконец-то закончилась эта проклятая война.
А там уже все, конечно, знали. На улице ставили столы, женщины несли туда какую-то нехитрую еду. Начали вроде праздновать, но какой уж там праздник: много кто ушел и не вернулся. И не вернется больше никогда. Много горя принесла война, много потерь и много слез. Вроде бы и радость, но у взрослых не очень получалось радоваться.
И только дети, как-то резко вновь ставшие детьми, радостно галдели. Детство вернулось.
Бабушки нет уже пять лет, но этот ее рассказ я помню, как вчера.
С праздником, дорогие друзья! С ДНЕМ НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
Пусть у наших детей и внуков над головой будет только мирное небо.