Найти тему
Нина Клевкова

"Вороньи слободки"- история коммуналок

Коммуналки- как много в этом звуке...

Если обратиться к классике, незабвенный Воланд сказал, что москвичи- люди как люди... только квартирный вопрос их испортил.

Сам Михаил Булгаков жил в коммуналке в знаменитом доме 302-бис, и Аннушка, разлившая подсолнечное масло, списана с его соседки.

Ильф и Петров, описывая "Воронью слободку", тоже живописали о коммунальном быте.

И любимый и уважаемый мной писатель Михаил Зощенко, используя "суконный язык", писал немало своих рассказов именно на эту тему...

Когда же появилось такое явление, как коммунальная квартира? Какова история этого неприятного в целом явления, когда в одном помещении вынуждены сосуществовать чужие люди, деля места "общего пользования"- кухню, ванную, туалет, терпя, порой, скандалы, ограниченность быта и прочие неудобства? Об этом и порассуждаем в данной статье.

Картинка из интернета для иллюстрации статьи
Картинка из интернета для иллюстрации статьи

Коммуналки дореволюционные. Имеется в виду то, что коммуналки, вопреки расхожему мнению, вовсе не возникли после 17 года, с приходом Советской власти.

По статистике, до 90% дореволюционного жилья в крупных городах России, таких, например, как Москва и Санкт-Петербург, сдавалось внаём. То есть сами здания, дома принадлежали домовладельцам, которые, в свою очередь, сдавали площади в аренду.

Доходный дом в Петербурге
Доходный дом в Петербурге

В зависимости от платежеспособности жильцов дома были разные: от шикарных домов, шедевров архитектуры, которые до сих пор украшают центр Санкт-Петербурга и ещё сохранились в Москве, до простых и крайне убогих ночлежек Хитрова рынка и старого Зарядья в Москве, а так же множества ночлежных домов старой столицы.

Ночлежный дом
Ночлежный дом

Состоятельная семья могла позволить себе аренду многокомнатной квартиры в красивом и престижном доме, где имелись все на тот момент возможные удобства: горячая вода с газовой колонкой, ванная, паровое отопление...

Речь идёт о конце 19-начале 20 веков. В таких квартирах, как правило, при кухне, у "чёрного хода", была комната прислуги, выполнявшей домашнюю работу. Семья победнее арендовала менее престижное жильё с меньшим количеством комнат и не столь обширным набором удобств.

Небольшое пояснение: вплоть до 60-х годов в Ленинграде и до 50-х в Москве (впрочем, были и исключения на более позднее время) очень много домов в центре (Лиговский и Невский проспекты в Ленинграде, другие улицы центра города, Арбат, район Чистых прудов, Сретенка и Неглинка, множество других центральных районов Москвы) не имели центрального отопления и горячей воды, а, порой, и ванной. И уж совсем малообеспеченные граждане, которых тоже было немало, арендовали совсем простое и дёшевое жильё. Вот тут и появились первые коммуналки.

Часто отдельный человек или даже семья с детьми не могли позволить себе наём целой квартиры, довольствовались комнатой. Нередко студенты, "свободные художники", начинающие артисты и прочие небогатые граждане и вовсе вскладчину снимали одну комнату на несколько человек. У тех же домовладельцев, которые строили и сдавали дома на разные вкусы жильцов, на разный кошелёк.

Квартиры арендовались на разные сроки, некоторые жили годами и десятилетиями, иные по нескольку месяцев, переселяясь с квартиры на квартиру. Солидные дома сдавались как с обстановкой, так и без таковой. Часто состоятельные жильцы сами покупали мебель и ремонтировали квартиры на свой вкус и средства.

Всеволод Крестовский в своих романах описывает Петербургские трущобы ещё 60-70 х годов 19 века. В известном смысле коммуналки были уже тогда. Небогатые семьи вполне себе арендовали комнаты с соседями, уже тогда подобное явление было в порядке вещей. Справедливости ради стоит заметить, что и рабочие многих заводов с семьями жили в разных условиях, были и такие, кто жил в общем помещении за занавесками, были и владельцы заводов, строившие жильё для своих сотрудников.

Расцвет коммуналок. Но наибольшее развитие такое явление, как коммунальная квартира, получило уже в советское время. Коммуналки послереволюционного периода имели существенное отличие от дореволюционных. Во-первых, до революции человек сам определял, где ему жить. Понятное дело, что это зависело от размера его заработка, от работы, от многих других факторов, и далеко не все могли себе такое позволить. Иначе, наверное, не было бы и революции.

Немного статистики: почти 90% населения были крестьяне, уровень жизни был низким. После революции выбора, как такового, уже почти не было- жильё из частных рук домовладельцев перешло в государственные. Все домовладения национализировали, арендовавших всю жилплощадь жильцов уплотнили, оставив тем по 1-2 комнаты, и подселив к ним соседей. Таким образом в одной квартире порой оказывались бывшие дворяне, семья рабочего одного из заводов и семья недавних крестьян, перебравшихся в город. Профессор жил в одной квартире с условным "Шариковым", при этом особого выбора изменить жильё у людей не было. Обмен, конечно, возможен всегда, но предложения мало чем отличались от того, что уже имелось. Коммуналки преобладали.

Фото из интернета для иллюстрации статьи
Фото из интернета для иллюстрации статьи

Попытки ликвидации коммуналок. Надо быть справедливым к советской власти, жильё в то время давалось людям бесплатно. Конечно, существовали очереди, процесс шёл медленно, но уже в 30-е годы стали строить первые "хрущёвки"- панельные дома, собираемые всего за 50 дней. Такими зданиями застроили, например, Песчаные улицы в Москве. По французским проектам 4-5 этажные здания строились вплоть до войны и заселялись рабочими заводов. Квартиры выдавались отдельно на семью, они были по тем временам просторные, с высокими потолками.

Но помешала война. В Ленинграде во время блокады пострадало до 70% жилого фонда. Много домов были разрушены во время бомбежки, при артобстрелах, немало домов сильно пострадали и нуждались в восстановлении. Это сильно замедлило коммунальные традиции города на Неве, до сих пор он столица коммуналок.

Москве повезло больше, уже в 1942 году использовали труд пленных немцев на строительстве жилых домов, станций метро и других нужд города. Однако, коммуналки даже на начало 90-х годов составляли чуть меньше четверти жилого фонда города(21-23%), для примера, в Ленинграде до 60% жилья.

Фото из интернета для иллюстрации статьи
Фото из интернета для иллюстрации статьи

Никита Хрущев внёс свою лепту в ликвидацию коммуналок, застроив города "хрущёвками"- 4-5 этажными панельными домами с миниатюрными квартирами. Впрочем, в то время это был настоящий выход. Хрущёвки живы и поныне, многие предпочитают их современным "человейникам", и это вполне понятно, качество современного жилья и его многоэтажность говорят сами за себя. Надо заметить, что идея хрущёвок, как я писала выше, идёт ещё со сталинских времён. Как мы все знаем, и тогда проблема отдельного жилья решена не была, коммуналки оставались "нашим всем" ещё на долгие годы.

60-80 е годы: расселение из коммуналок. В несколько последующих десятилетий борьба за отдельные квартиры продолжалась. В Москве она сопровождалась сносом старого жилья в центре. Иногда это были аварийные дома, но часто и вполне себе крепкие здания дореволюционной постройки. Пример тому: Собачья площадка на Арбате, "Лужайка Никсона" в районе современной площади у Библиотеки имени Ленина, и многие другие в Сивцевом Вражеке, районе Патриарших и Чистых прудов, в Замоскворечье и других районах.

Людей переселяли в отдельные квартиры на окраины Москвы, но коммуналки все равно оставались бичом большого города. Постоянный приток населения в столицы и крупные города, так называемый "лимит" на работу, куда не шли москвичи и ленинградцы и где попросту не хватало кадров с развитием производства (завод ЗИЛ, Серп и Молот, например). Это мало способствовало процессу обеспечения всех отдельным жильём.

Фото из интернета для иллюстрации статьи
Фото из интернета для иллюстрации статьи

В следующей статье мы поговорим о дальнейшей борьбе с коммуналками и постараемся решить, кто же, всё-таки, победил.