Способ неуниверсальный, в том смысле, что, вероятно, сработает не с каждым ребенком. Но с моими старшими детьми сработал.
Итак, мы использовали метод искусственного усложнения, назовем его так. Необходимо в качестве ежедневной обязательной программы ввести чтение нескольких страниц текста, заведомо тяжелого для ребенка. Как бы парадоксально это ни звучало. Например, 15 страниц (может быть и 20, и 30 - зависит от сложности текста, готовности ребенка, здесь важна интуиция родителей). Обязательное требование в данном случае - системность, читать надо каждый день. Сначала ребенок это делает за какие-то бонусы, потом это должно стать системой, обязательной программой и восприниматься как неизбежность.
Во-первых, ребенок приобретет привычку читать. А читать, это, безусловно, привычка. Если ты читаешь каждый день на протяжении года, например, пусть даже не самые интересные тексты, сам процесс все равно затягивает, ты привыкаешь читать.
Во-вторых, искусственно завышая сложность текста, вы как бы поднимаете планку сложности текста для восприятия у ребенка. И тогда произведения, соответствующие возрасту, кажутся такими легкими и прекрасными.
В этом и состоит основной эффект, так мы с сыном в 8 лет читали "Войну и мир" полгода практически в качестве обязательной программы. Но в свое свободное время он тоже читал, но другие книги. Те самые детские хиты, по его возрасту. Он их просто проглатывал. Всего Гарри Поттера он прочитал за месяц, Дневник Кота-убийцы за один день - оторваться невозможно было. За "Чарли и шоколадная фабрика" они просто дрались с дочкой и оба прочитали ее взахлеб за один день.
В-третьих, чтение сложных текстов обогащает словарный запас ребенка, что очень хорошо. Мы это прочувствовали, когда сын рассказывая некую бытовую историю, сказал: "Она стремглав вбежала в комнату". "Стремглав" - довольно редко употребляемое в разговорной речи слово, почерпнуть его можно только из текстов. Сын же произнес фразу не задумываясь, и это хороший пример того, как чтение меняет словарный запас.