Найти тему
На берегу реки

Питание бойцов РККА в годы Великой Отечественной войны

В День Победы мы отдаём честь светлой памяти воинов-фронтовиков и тружеников тыла, а также руководителей страны и организаторов на местах.

Во время Великой Отечественной войны численность бойцов Красной Армии составляла в среднем около 10 миллионов человек и ВМФ около полумиллиона человек. Советское правительство и весь советский народ с особым вниманием относились к снабжению фронтовиков продовольствием. "Всё для фронта, всё для победы" - таков был лейтмотив советского образа жизни в течение 1418 дней войны.

Понятно, что в реалиях войны невозможно было полностью соблюдать правила здорового питания солдат фронтовой полосы. Но руководство страны, труженики тыла, военные организаторы на местах старались по максимуму сделать как можно больше для обеспечения защитников Родины калорийной и здоровой пищей.

Нормы питания для бойцов и командиров Красной Армии в военное время были регламентированы Постановлением ГКО № 662 от 12 сентября 1941 года и введены приказом Наркомата обороны №312 от 22 сентября 1941 года. Были определены четыре категории продовольственных пайков для общевойсковых подразделений РККА и ВМФ и четыре для летно-технического состава ВВС. Кроме того, утверждены курсантский, госпитальный и санаторный пайки, а также сухой общевойсковой паёк. Для офицерского и начальствующего состава были установлены надбавки к базовым пайкам в виде небольших порций масла, печенюшек и нескольких папирос - чисто символическое поощрение руководящего состава.

Калорийность суточных пайков для фронтовиков составляла в среднем около 3,5 тысяч килокалорий, для лётного состава около 4 тысяч. Для военнослужащих, которые находились не в зонах боевых действий, норматив суточной калорийности составлял около 2,5 тысяч килокалорий.

Официальные базовые суточные нормы потребления основных продуктов военнослужащими РККА на передовой : 800 грамм ржаного хлеба (с октября по март на 100 грамм больше), 500 грамм картофеля, 320 грамм капусты, моркови, свеклы, лука или других овощей, 170 грамм круп и макарон, 150 грамм мяса, 100 грамм рыбы, 50 грамм жиров и 35 грамм сахара.

Организация питания в РККА была в основном батальонная: в этих подразделениях находились соответствующие службы, продовольственные запасы и пункты приготовления и раздачи пищи.

В действующих на передовой линии фронта подразделениях было установлено организовывать прием горячей пищи утром и вечером. Но это в среднем, конечно, в зависимости от боевой обстановки: если была возможность, то готовили и три раза в день горячее питание, а если всё было сложно, то бойцам приходилось кушать горячее только раз в день, утром или вечером. Старались, конечно, сытно кормить бойцов не до, а после боя, потому что при ранении в живот сложнее было выживать солдату с наполненным ЖКТ, нежели налегке.

В меню в основном варёные в передвижных полевых кухнях блюда из крупы, картофеля, овощей и мяса. Полевые кухни перевозились автомобилями или лошадьми. На фото - передвижная полевая кухня на конной тяге, видимо, дореволюционной конструкции фирмы "Брун и сыновья".

-2

В дневное время в боевой обстановке на позициях солдаты могли кушать выданный им с утра сухой паёк в основном в виде хлеба. Что делать: на войне как на войне, это вам не курорт.

Для сравнения в вермахте горячее питание военнослужащие получали только вечером, а в остальное время немецкие солдаты ели свои сухие пайки и пили кофе. Суточная калорийность была примерно такой же как и в Красной Армии. Сухие пайки у немцев были, конечно, качественные и разнообразные. И были у них даже такие банки с двойным дном: поворачиваешь рычажок и запускается между донышками реакция гашения извести, что даёт эффект разогрева консервы. Но эта система обилия сухих пайков и кофе и несклонность немцев к горячим супам и кулешам приводили к хроническим запорам, несварениям желудков, гастритам и катарам у солдат вермахта. Ну это заметно и по внешности: советский солдат в среднем - это нормальный такой бодрый парень средней упитанности, который может хорошо проявлять себя не только в стрельбе, но и в рукопашном бою.

-3

Фашист же отличается перекошенностью в лице, физподготовкой ниже среднего, плаксивым характером и некачественным стулом. Свои комплексы они вымещали на жестокости по отношению к беззащитным мирным жителям.

-4

Была даже сформирована целая 165-я резервная дивизия из больных желудками, которая дислоцировалась во Франции, затем в Голландии.

Нельзя сказать, что и у наших бойцов не случались нездоровые ситуации: зимой 1941 года на фронтах у советских бойцов были случаи заболеваний цингой от недостатка витамина С. Это было связано с оперативными отрывами боевых подразделений от тыловиков, незапланированными манёврами войск, недостатками в снабжении, еще не отлаженным механизмом и логистикой производства и транспортировки свежих овощей и т.д. Но в отличие от немцев здесь была ситуация, не связанная с системой организации питания, а эпизод специфической военной и экономической обстановки.

Если в каких-либо подразделениях была оперативная необходимость нахождения бойцов на боевых позициях во время приёма горячей пищи, им доставлялось питание в термосах примерно вот таким образом как на фото ниже.

-5

В ситуациях невозможности пользоваться передвижными кухнями бойцы получали сухой паёк, которым пользовались для самостоятельного приготовления горячих блюд на костре в виде так называемого кулеша - это полусуп-полукаша, приготовленная в полевых условиях смесь круп, овощей, картофеля и мяса. Я и сам, честно говоря, люблю готовить такие штуки, поскольку это очень здоровая и вкусная пища.

Норма сухого фронтового пайка в сутки на человека: 500 г ржаных сухарей, 200 г концентрированной пшенной каши, 75 г концентрированного горохового супа-пюре, 100 г полукопченой колбасы, заменяемой на 70 г бекона, 150 г воблы или брынзы, 100 г сухой рыбы, 113 г мясных консервов, 200 г сельди, сахар, соль, чай.

-6

Для лётного состава советских ВВС предусматривались особые нормы потребления продуктов: до 800 г хлеба (400 г ржаного и 400 г белого), 190 г круп и макарон, 500 г картофеля, 385 г других овощей, 390 г мяса и птицы, 90 г рыбы, 80 г сахара, а также 200 г свежего и 20 г сгущенного молока, 20 г творога, 10 г сметаны, 0,5 яйца, 90 г сливочного и 5 г растительного масла, 20 г сыра, фруктовый экстракт и сухофрукты (для компота). На самолетах также полагалось держать запас НЗ на случай аварий и вынужденных посадок (по 3 банки сгущенного молока, 3 банки мясных консервов, 800 г галет, 300 г шоколада или 800 г печенья, 400 г сахара на человека). Это понятно: лётный состав не только особо ценен для военного дела, но в полётах лётчики испытывают несвойственные для обычных людей нагрузки на организм и стрессы.

Для некурящих военнослужащих предусматривалось заменять табачное довольствие шоколадом или конфетами.

Для контроля исполнения должностными лицами тыловых служб обязанностей по правильному и своевременному снабжению воинских подразделений продуктами питания проводились регулярные инспекции от ГКО. И были случаи привлечения к ответственности довольно высоких чинов. Например, в мае 1943 года начальник тыла Калининского фронта генерал-майор П.Е. Смокачёв попал под трибунал по рапорту корреспондента "Красной Звезды" Ефима Гехмана, который не остался равнодушным к недостаткам в организации питания бойцов в подразделениях указанного фронта. Командующего фронтом генерал-полковника М.А. Пуркаева сняли с должности с понижением. На заседании ГКО Сталин по поводу этого случая признал: "Никто нам не сигнализировал — ни командующие, ни члены военных советов, ни особисты. Вот только корреспондент "Красной Звезды" сказал правду".

Как доставлялись к месту использования такие массы продуктов? Сложно. Железнодорожный транспорт был перегружен поставками боевой техники и вооружений, автомобилей не хватало. Поэтому уже с сезона 1942 года были организованы хозяйственные спецподразделения из опытных солдат-крестьян, которые занимались производством сельхозпродукции для нужд фронта на территориях вблизи от мест боевых действий.

Кроме того, осуществлялись закупки сельхозпродукции у колхозов и крестьян-единоличников в прифронтовой полосе. Это касается и территорий за границей СССР при наступлении советских войск в 1944 и 1945 годах: никаких конфискаций и эксов советские бойцы не проводили у мирных жителей Западной Европы. Нормальные закупки: если боевое подразделение оторвалось от своих тылов, то составлялись акты о закупке продуктов питания у местных крестьян, а те потом предъявляли эти документы прибывающим тыловым службам, которые и расплачивались с продавцами.

Не надо забывать и об иностранной помощи союзников в поставках продовольствия.

Так США, Великобританией и Канадой, по данным американских источников, отгружено в СССР с 22 июня 1941 года по 20 сентября 1945 года 4 915 818 тонн продовольствия, в т.ч.: пшеница зерно 55 113 т;  пшеничная мука – 638 796 т; мука разных злаков  — 40 121 т; зерновые продукты разных видов — 111 485 т; сушеные горох, фасоль и прочие бобовые  — 263 419 т;  сахар – 684 794 т;  мясо сушеное -14 942 т;  консервы  с тушеным мясом — 268 105 т; мясные консервы — 467 684 т; сало свиное – 296 430 т; масло сливочное —  68 762 т;  жир нутряной (лярд) – 308 991 т; масло растительное  —  519 276 т; молоко сгущенное  — 30 739 т; молоко сухое  — 76 207 т;  порошок яичный (меланж) —  116 195 т; мука и крупа соевая —  71 045 т;  кофе в зернах – 10 581 т.

Как бы не относились к пассивности западных союзников по открытию второго фронта до лета 1944 года, мы должны с благодарностью помнить о поставках продовольствия, а также других средств по ленд-лизу.

А самоотверженная Монголия? Страна небогатая ресурсами, но богатая на щедрые сердца её граждан. СССР за годы войны получил от монгольских друзей безвозмездно (!) около пятисот тысяч тонн мяса, которое поставлялось на Бийский мясоконсервный завод в Алтайском крае. Здесь производилась тушёнка, которая отправлялась затем на фронт в котлы полевых кухонь и на сухие пайки. Поставляли также ягодные варенья, масло, животные жиры. Монголы столь рьяно увлеклись поставками продуктов в СССР, что в 1946 году у них образовался нешуточный голод и спасать монголов уже начали советские люди поставками продовольствия. Помним и любим братскую Монголию.

Светлая память военнослужащим тыловых структур Красной Армии и ВМФ. За годы Великой Отечественной войны из структур службы тыла 52 человека стали Героями Советского Союза и 30 человек Героями Социалистического Труда.

Одним из таких Героев был старший повар 91-го танкового полка 21-го механизированного корпуса Иван Павлович Середа.

-7

В августе 1941 года в районе латвийского города Даугавпилс Иван Павлович готовил обед для красноармейцев на своей полевой кухне. К месту его работы прорвался немецкий танк. Иван спрятался за котёл. Немцы подъехав к кухне, остановились и вылезли из танка. Их было четверо. У Ивана была в руках винтовка и топор. Он выскочил из укрытия и скомандовал немцам сдаваться. Те успели влезть обратно в танк. Тогда Иван согнул ствол ихнего пулемёта, закрыл смотровые щели танка и начал стучать топором по броне. Танкисты закричали, что сдаются. Вот так действовал боевой повар. Затем он привлекался к разведывательным операциям, где проявлял такую же оперативность, смекалку и физическую силу.

Помним и благодарим военнослужащих тыловых структур за вклад в Победу.

Питание фронтовиков - это важная часть достижения великой Победы в мае 1945 года.

Владимир Черевичко