Найти тему
МИР (Море История Россия)

Приморская армия после Воронцовки или... Искусство отступления.

Вы спрашиваете, почему я с большим недоверием отношусь к мемуарам наших прославленных полководцев? Не знаю, как на других участках фронта, но по Крыму они абсолютно недостоверны. Формат короткой статьи не позволяет подробно разобрать все мемуары, но…

Давайте посмотрим, что же происходило в реальности. Хотя бы по нашим документам, хранящимся в ЦА МО. Правда, они сильно «подредактированы». К примеру, в Журнале боевых действий 25-й сд просто выдраны листы, точно так же «подредактирован» один экземпляр ЖБД 95-й сд (удалось найти второй). Но, все же. Многое сохранилось.

Традиционная версия гласит, что, 30-го или 31-го октября 1941 года в 17 часов, И.Е. Петров собрал военный совет армии, на котором проголосовали за отход на Севастополь. Потом, несмотря на то, что противник перехватил дорогу на Севастополь, благодаря полководческому таланту И.Е.Петрова, который повел армию через горы, приморская армия «обманула» противника и вышла к Севастополю. Во, как!

Очень хочется сказать сразу правду, но опять скажут, что я «очернитель». Итак, о чем говорят советские документы?

До Симферополя армия отступала более или менее компактно.Как уже указывалось, на основании боевого приказа №0023 командования войсками Крыма (подписан в 17.00 30 октября) в 3.00 ночи (уже 31-го октября) в штабе Приморской армии, в Сарбузе Болгарском, был подписан приказ № 0042, (в котором, кстати, ничего не было сказано об отходе в Севастополь). Речь шла об отходе на рубеж Саки-Окречь. В приказе четко указано «отход на второй промежуточный рубеж» и указаны пункты вдоль рубежа Саки-Окречь. О Севастополе ни слова.

-2

Дальше в документах идет «взрыв мозга». В документах ЦА МО есть приказ № 0043, который, якобы был подписан в 17.45 (31.10.41) в деревне Эки-Баш, который содержал достаточно странное указание:

«В связи с создавшейся угрозой г. Севастополю и необходимости прикрытия его, Приморская армия, наступая в направлении Комбары (разъезд Сторожевое) , Тулат (исчезнувшее село примерно в 1,5 километрах к северо-западу от современного села Скворцово), Булганак (Кольчугино), Черкез-Эли (Балки), к утру 1.11.41г. выходит на рубеж Альма, действуя в дальнейшем по обстановке с задачей овладеть рубежом по южному берегу р.Альма, в последующем движением на юг выйти на основные Севастопольские позиции на рубежах рек Кача и Бельбек».

-3

В чем странность этого приказа? Прежде всего, штаб армии «вернулся назад» в деревню Эки-Баш, где к этому времени… были уже немцы. То ли Эки Баш не тот, то ли штаб, то ли немцы врут (ну, конечно, немцы врут!). Но есть нюанс: в предыдущих директивах четко и ясно указывалось, что штаб – в Сарабузе Болгарском.

Вторая странность: этот маршрут ранее предопределялся для второй колонны, в которой двигались части 172-й стрелковой дивизии (разведбат, 383-й и 747-й сп), но маршрут движения дается по тем же дорогам, по которым двигался противник. Приказ (если он подлинный) можно воспринимать, как приказ прорываться на Альминский рубеж Севастополя.

-4

В переводе на русский язык, это приказ Приморской армии двигаться по второстепенным дорогам правее (западнее) магистрали, идущей через Симферополь, по линии на Кольчугино, далее, на совр. село Плодовое. Но приказ требовал не выхода в Севастополь, он указывал, что части должны выйти на Дальний рубеж обороны Севастополя.

-5

Но, при этом, приказ в точности повторяет требования директивы штаба Г.И.Левченко, Но есть еще один нюанс: директива 1/0027/ОП подписана в 23 часа, т.е. на 6 часов позже. При этом, положения директивы ПОЛНОСТЬЮ совпадают с приказом по Примармии. Директива тоже требует прорываться напрямую на Альминский рубеж. «Приморская армия ночным ударом по флангу и тылу прорвавшейся мотодивизии противника…» и, далее по тексту. Кто-то в своих документах врет.

И, вот как это ни странно, часть Приморской армии, с боем, прорвалась именно по этому маршруту, а, не через горы, как принято писать. Но, как это ни странно, по этому маршруту в Севастополь вышли те части, какие и должны были выйти: разведбат 172-й сд, включая танки, остатки 383-го и 747-го полков 172-й сд и разрозненные армейские части. Части совершили прорыв через Булганак (Кольчугино), но, об этом чуть позже.

А, вот основные силы армии не пошли по этому маршруту. Ни 95-я сд, ни 25-я, ни вторая колонна 172-й. Странно все это. Основные силы армии пошли через Симферополь.

После подписания этого приказа, командующий Приморской армией генерал-майор Петров И.Е., оставил войска, и… уехал в Алушту, куда в это же время из Карасубазара выехал штаб Г.И.Левченко. В свою армию он уже не вернулся, армия следовала без него.

«Нет, ну как же так! Ведь принято писать, что он вывел…» А, вот так. Никого никуда он не вывел. Он даже не оставил за себя кого-либо из командиров.

2-го ноября в 2.35 ночи он передает по радио приказ № 042 (номер приказа почему-то дублируется с другим приказом). Подписали приказ И.Е.Петров, бывший начштаба генерал-майор Шишенин, который уже к тому времени получил новое назначение в штаб Г.И.Левченко (и тоже никого не оставил за себя) и Член военного совета бригадный комиссар Кузнецов.

-6

Вечером 2-го ноября 1941 года, он прибыл в Севастополь. ОДИН. Потеряв по дороге даже своих связистов. С войсками следовал только штаб армии. Но, только штаб, без начальника. Армия, оказавшаяся в очень сложной ситуации, осталась с некими приказами, но без командования.

В донесении немецкого 54 корпуса в штаб 11 армии указывается: «До обеда 1.11.41г. наблюдалось движение мощных конных и моторизованных колонн из Симферополя на юго-запад. В результате артиллерийского обстрела колонны частично повернули на юг, направляясь в район д.Саблы»

Армия сосредоточилась в районе дер. Саблы (Партизанское) под Симферополем. Приказ № 0042 (дубль 2) требовал обойти Бахчисарай, но не запада, как требовал Приказ №0043, а… с востока, через Мангуш-Чуфут-Кале, выйдя чрез совр. села Кудрино и Машино в долину Качи.

Тут произошло еще одно события: под прикрытием 2-го батальона 31-го полка, штаб … покинул армию и… направился в Севастополь (куда и прибыл 3-го числа). Армия осталась вообще без командования.

Преследующие Приморскую армию части 50-й ПД двигались уступом: правый (западный фланг дивизии уже достиг д. Булганак (совр. Кольчугино), а левый (восточный) еще только подходил к Сарабузу (совр. Гвардейское).

50-я пехотная дивизия передовым отрядом («отряд Бернарди») достигла долины Булганака, в 12.45 вошла в селение Булганак, и двинулась к с. Булганак-Бодрак. Отряд сообщил о сосредоточении советских морских частей перед д. Булганак.

И, тут начался прорыв советских частей. Противник отмечает сильнейший удар, поддерживаемый танками. Если отшелушить немецкие умствования, то получится, что советские части… прорвались. Что за танки? Откуда? Да, все просто - бывший танковый полк, остатки которого свели в разведбат 172-й сд, среди них даже два Т-34. До Севастополя дошла одна 34-ка, вторую оставили в засаде, из-за нехватки топлива.

Напрямую прорвались: остатки двух полков 172-й сд, разведбат, часть 1, 2, и 5-го батальонов 7-й бригады, саперный батальон 421-й сд. С потерями, с боем, но прорвались. Они вышли в район Качи. Командир 553-й батареи Г.А.Воловик их указывает в своих воспоминаниях. Остальные части Приморской армии свернули на дорожку, длиной в неделю.

Из воспоминаний Ф.С.Октябрьского: «3 ноября на узел связи, находившийся в потерне Балаклавского форта «Северный» прибыл командующий войсками Крыма вице-адмирал Г. И. Левченко. С ним были его заместитель по сухопутным войскам генерал-лейтенант П. И. Батов, (он же командующий 51-й армией), и помощник по инженерным войскам генерал-майор А. Ф. Хренов. Туда же прибыл командующий Приморской армией генерал-майор И. Е. Петров. Находясь на КП, генерал Петров просил помочь ему связаться с армией, чтобы передать генерал-майору Т. К. Коломийцу, что оставляет его за себя. Это было сразу сделано по радио». Повторяет эту информацию и П.А.Моргунов, комендант береговой обороны Севастополя: « Находясь на КП БО, генерал Петров просил помочь ему связаться по радио с армией, чтобы передать генерал-майору Т. К. Коломийцу, что оставляет его за себя . Это было сразу сделано по радио с передового командного пункта БО».

Если читатель думает, что вновь назначенный командующим Т.К.Коломиец повел армию через горы напрямую в Севастополь, то он ошибается. Часть армии направилась по дороге Саблыз Ялта на Южный берег, через заповедник. Остальные попытались прорваться.

Первая попытка была сделана 3.11.41г. Попытались выйти через Качинскую долину. Произошел бой в районе деревни Шуры. Т.К.Коломиец прорваться не смог. (об этой эпопее мы расскажем позже)

Второй бой произошел в районе долины Бельбека 05.11.1941, и снова армия не смогла прорваться (и об этом мы тоже расскажем). В результате свернули на Южный берег, и лишь 9 числа остатки армии смогли подтянуться в Севастополь. Но к этому времени в колонне оставалось всего… около 5 тыс. человек. Это были штабы и тылы армии (причем, почти без транспорта).

Выходили разрозненные части армии до 24 ноября. Так, скажите, кто вывел армию в Севастополь? Ведь в реальности ¾ армии вышли в Севастополь САМОСТОЯТЕЛЬНО. О качестве командования войсками, делайте выводы сами…