Кто спасёт компанию от претензий налоговых органов, внебюджетных фондов, таможенной службы или ЦБ РФ? Кто разберётся в сложных законах, регламентах и клиентских соглашениях? Кто не позволит бизнесу утонуть в судебных тяжбах? Комплаенс-специалист!
Хотите стать крутым профессионалом, за которого сражаются «Газпром» и Сбер? Тогда эта статья для вас!
Кто такой комплаенс-специалист и чем он занимается
Комплаенс-специалист — это сотрудник, который следит за тем, чтобы компания соблюдала законы, корпоративные регламенты и бизнес-этику. Он оценивает риски в работе с контрагентами и госорганами, проводит комплексную оценку деятельности предприятия.
Таким образом он помогает своей компании избежать штрафов, отказов от сотрудничества и блокировки деятельности в принципе. Такую должность ещё называют «комплаенс-менеджер» или «комплаенс-офицер» (compliance officer).
Профессия возникла на Западе ещё в 1980-х годах. В России комплаенс-контроль появился недавно, в начале 2000-х, но уже прочно вошел во все отрасли бизнеса.
Обычно комплаенс-специалист имеет специализацию в конкретной области: налоговом праве, аудит-контроле, оценке рисков, валютном контроле, кадровом праве. Условно их можно разделить на две большие группы:
- Связанные с соблюдением официального законодательства. То есть, законов и норм, нарушение которых влечет штрафы, блокировки счётов, углублённые проверки государственными органами.
Например, компания хочет уменьшить расходы на работников. Чтобы не платить страховые взносы за удалённых сотрудников, она предложила им оформить гражданско-правовые договоры вместо трудовых.
Комплаенс-специалист проанализировал ситуацию и порекомендовал отказаться от этого решения. Оно может привести к значительным негативным последствиям: налоговая скорее всего расценит такие договоры как трудовые и начислит задолженности, пени и штрафы.
- Связанные с исполнением внутренних регламентов и правил делового оборота. Они важны для репутации компании и её статуса среди партнёров.
Например, компания продаёт стройматериалы и предоставляет скидки по партнерской программе дизайнерам и ремонтным бригадам. При проверке комплаенс-специалист обнаружил, что часть сделок, которые не имеют отношения к партнёрам, менеджер по продажам проводил через них. Разницу между фактической оплатой от покупателя и суммой, которая проведена по документам, менеджер забирал себе.
Если бы партнёр провёл сверку расчётов, то он бы заметил, что на его имя зарегистрированы сомнительные операции и отказался бы сотрудничать с компанией.
Часто обязанности комплаенс-специалиста выполняют юристы, кадровые работники, бухгалтеры. Но лучший вариант – независимый сотрудник, который напрямую подчинен руководителю компании. Это позволит ему сохранять независимость и блюсти интересы бизнеса.
Алло, мы ищем комплаенс-специалиста!
Комплаенс-специалисты востребованы в среднем и крупном бизнесе, который должен соблюдать множество законов, регламентов и ограничений. Таких специалистов ищут Сбер, «Альфа-банк», «Газпромбанк», «Райффайзен банк», «Билайн», «Норникель», PHILIPS, Calzedonia Group и многие другие.
Крутые комплаенс-специалисты всегда смогут найти работу: законы меняются часто, штрафы за нарушения высокие, а судебные тяжбы с госорганами дело дорогое и очень затяжное.
Сколько зарабатывает комплаенс-специалист
Зарплата начинающего комплаенс-специалиста в среднем начинается от 80 000 рублей. Приобретая новые знания и опыт, вы сможете расти в должности и зарабатывать более 200 000 рублей в месяц.
Где можно учиться на комплаенс-специалиста
Большинство российских вузов не обучает на комплаенс-специалистов. В лучшем случае вам придется четыре года учиться на юриста, бухгалтера или кадрового работника. Можно пойти в колледж, но и там за партой надо провести больше года.
Идеальный вариант — обучение в Skillbox на курсе «Комплаенс-специалист». Занятия идут в формате видеолекций по вашему графику, и их удобно совмещать с учёбой или работой. Всего за три месяца вы можете стать крутым специалистом, который нужен всем и всегда! 😎
Вы узнаете
- Основные положения различных отраслей законодательства РФ: антимонопольного, антикоррупционного, антисанксионного, налогового, о защите персональных данных и о противодействии отмыванию доходов;
- Основы бизнес-этики;
- Как формировать реестр рисков;
- Как составлять заключения по отдельным операциям и по сделкам в целом;
- Как внедрять процедуры внутреннего комплаенс-контроля, как их актуализировать и улучшать.
Бонус для читателей🎁
Если ваши сердце и глаза давно требуют перемен, но вы не могли решиться на первый шаг, время пришло! Сделайте себе подарок — освойте новую профессию в Skillbox со скидкой до 30%!
Листайте вниз, чтобы посмотреть программу, узнать стоимость обучения и записаться на курс, пока действует скидка.