Найти тему

6 ошибок ИП, которые ведут к штрафам и проверкам. Убедитесь, что вы их не делаете

«Если налог уплачен, а отчетность сдана, можно спать спокойно» — уверены многие индивидуальные предприниматели. Счет точно не заблокируют, пени не начислят и штраф не выставят.

Но на самом деле банальная ошибка при работе с контрагентами может стать причиной не только штрафа и блокировки счета, но и выездной проверки налоговой. Разбираемся, во сколько может обойтись каждая ошибка и как их избежать.

Ошибка 1. Работать без договора и не хранить первичные документы

Некоторые предприниматели ошибочно думают, что можно работать с клиентами на «честном слове». И поэтому не оформляют первичные документы: договоры, акты выполненных работ или счета. А при проверке получают штраф от налоговой.

Пример: ИП на упрощенке открывает свое дело по установке натяжных потолков и первое время работает только со знакомыми. Он получает оплату на счет, исправно фиксирует доходы и затраты на материалы в книге учета. Но не закрепляет сделки на бумаге — думает, это необязательно. Когда налоговая запросит у ИП документы, чтобы проверить, не занижает ли он сумму налога, ему будет нечем доказать легальность сделок. И его оштрафуют.

За отсутствие каждого договора налоговая может выставить штраф в 200 тыс. рублей. В случае с актами: если нет документов за один квартал и это не повлияло на расчет налогов, штраф составит 10 тыс. рублей
За отсутствие каждого договора налоговая может выставить штраф в 200 тыс. рублей. В случае с актами: если нет документов за один квартал и это не повлияло на расчет налогов, штраф составит 10 тыс. рублей

Как избежать штрафа: работать по договору даже со знакомыми, всегда составлять и подписывать акты, хранить все чеки и накладные. Если клиент расплачивается наличкой — взять расписку о получении денег и закинуть их на счет.

Ошибка 2. Работать не по своим кодам ОКВЭД

Когда ИП регистрируется, он выбирает ОКВЭД — код, который обозначает его вид деятельности. Если ИП начнет заниматься чем-то другим и не уведомит налоговую, его оштрафуют на 5 тыс. рублей. И могут выставить еще один штраф в 10 тыс. рублей за недостоверные данные в документах.

Пример: у ИП был небольшой фитнес-центр и постоянный доход. Но когда началась пандемия, центр закрыли на карантин — бизнес встал. Чтобы оставаться на плаву, предприниматель разработал онлайн-курс с домашними тренировками и продавал его в соцсетях. Дела снова пошли в гору, а через неделю он получил штраф.

Как избежать штрафа: менять деятельность не запрещено, главное, не забыть написать заявление в налоговую. В заявлении можно указать новые коды и убрать ненужные. Сделать это надо в течение трех дней после начала новой деятельности.

Ошибка 3. Покупать товары и расплачиваться с подрядчиками в основном наличными

Если ИП получает оплату на счет и регулярно снимает большую часть, налоговая может заподозрить его в обналичивании — переводе средств из безналичной формы в наличную для ухода от уплаты налогов.

Пример: у ИП сервис по ремонту компьютеров. Комплектующие для починки нужны срочно, нет времени ждать, пока банк сделает перевод на счет магазина. Ведь деньги приходят только через пару часов или вообще на следующий день. Поэтому ИП часто снимает со счета наличные, чтобы оплатить расходники, а спустя время узнает о блокировке счета.

Когда налоговая подозревает ИП в обналичивании, его счет могут заблокировать, а потом попросят обосновать снятие наличных
Когда налоговая подозревает ИП в обналичивании, его счет могут заблокировать, а потом попросят обосновать снятие наличных

Как избежать блокировки и проверок: стараться оплачивать все расходы по безналу через банк и не снимать больше 30% от суммы, которая лежит на счете.

Чтобы в любое время рассчитываться с поставщиками по безналу, можно оформить бизнес-карту, привязанную к счету. Например, в Райффайзенбанке вы получите карту «Бизнес 24/7» при открытии расчетного счета: выпуск и обслуживание карты бесплатные. С помощью такой бизнес-карты можно оплачивать даже личные покупки без комиссии.

Ошибка 4. Указывать в платежках «размытое» назначение платежа

При расчетах с контрагентами предприниматели не всегда указывают точное назначение платежа в платежке. Например, пишут размытые формулировки вроде «за товар» или «за консультацию».

Если назначение платежа не прописано, банк не сможет определить его при проверке. Тогда он может запросить у ИП договор или акт, а на время разбирательств — заморозить деньги на счете.

Как избежать блокировки и проверок: подробно описывать назначение платежа и требовать этого от своих контрагентов. В платежке надо указать:

  • номер договора или счета;
  • полное наименование товара или услуги;
  • сумму НДС.

Вот пример подробного описания, на который можно ориентироваться: «Оплата по по счёту №114 от 04.03.2021 за создание сайта компании, в т.ч. НДС 20% 2546,89».

Ошибка 5. Указывать неправильный статус плательщика в платежках по НДФЛ

Если на ИП работают сотрудники, он выплачивает им доход и оформляет на них платежки по НДФЛ. В этом случае предприниматель работает одновременно в двух статусах:

  • налогоплательщика — платит налоги и сдает отчеты за себя;
  • налогового агента — платит налоги и сдает отчеты за сотрудников.

Для каждого статуса есть свой код: 09 и 02 соответственно. При заполнении платежки на сотрудников можно запутаться и указать неверный код: 09 вместо 02. Тогда у ИП, как у налогоплательщика, возникнет переплата, а как у налогового агента — недоимка.

Если у ИП образовалась недоимка, налоговая инспекция может начислить пени за каждый день просрочки платежа или штраф на сумму недоимки
Если у ИП образовалась недоимка, налоговая инспекция может начислить пени за каждый день просрочки платежа или штраф на сумму недоимки

Как избежать штрафа: уточнить платеж, подав в ИФНС заявление о допущенной ошибке с копией платежки. Налоговая может принять решение о переносе лишней суммы в счет неуплаченного налога. Тогда все пени и штрафы будут аннулированы.

Ошибка 6. Не проверять новых контрагентов

Банки проверяют и своих клиентов, и тех, кому клиенты переводят деньги. Поэтому предприниматели в ответе не только за себя, но и за своих контрагентов.

Пример: ИП занимается поставкой стройматериалов. Компания заказывает у него крупную поставку, и он заключает сделку. А спустя время получает блокировку счета и выездную проверку налоговой. Все потому, что на руководителя компании-заказчика оформлены еще две фирмы, которые подозреваются в обналичивании денег.

Если сотрудник банка видит, что ИП работает с подозрительной компанией, то может решить: бизнес предпринимателя — часть мошеннической схемы
Если сотрудник банка видит, что ИП работает с подозрительной компанией, то может решить: бизнес предпринимателя — часть мошеннической схемы

Как избежать блокировки и проверок: всегда проверять контрагентов перед оформлением сделки. Для этого надо посмотреть выписку из ЕГРЮЛ, убедиться, что адрес регистрации не массовый, а директор не руководит одновременно большим количеством компаний. А также, что компании нет в базе должников по налогам.

Предприниматели, у которых есть расчетный счет в Райффайзенбанке, могут проверять контрагентов проще и быстрее, причем бесплатно. Сделать это можно в интернет-банке с помощью сервиса «Светофор». Достаточно ввести ИНН контрагента, чтобы получить информацию о нем. Сервис анализирует данные из открытых официальных источников: ФНС, Росстата, Федеральной службы судебных приставов и других. Такая проверка поможет избежать сделок с сомнительными контрагентами и проблем с налоговой.

Как продолжать работу даже с ограничениями по счету

Ждать, пока налоговая или банк «разморозят» счет, не всегда выгодно: есть риск за это время потерять контрагента, либо выплатить ему неустойку. Но можно заранее позаботиться об открытии дополнительного расчетного счета, например в Райффайзенбанке. Это системно значимый банк с максимальным уровнем финансовой надежности, по оценке независимого агентства «Эксперт РА».

Открыть расчетный счет очень просто. Достаточно вписать в форму заявки на сайте Райффайзенбанка мобильный телефон, ФИО, e-mail. В тот же день вы получите реквизиты счета, чтобы заключать сделки с контрагентами. Ехать в банк и подписывать документы необязательно: сотрудник банка может привезти документы в удобное место и время.

Чтобы посмотреть стоимость тарифов на пакеты услуг РКО и оставить заявку, листайте дальше и переходите на сайт.