Чтобы быть денди, мало одеваться со вкусом. Необходимо придерживаться определённых принципов, которые находят своё отражение и в интерьерах.
Отцом-основателем дендизма историки называют британца Джорджа Браммела, которого современники звали «красавичком Браммеллом». Его стиль был настолько популярен, что при королевском дворе его нарекли «премьер-министром элегантности». Браммел не был типичным щёголем, привлекающим яркостью цветов и форм общественное внимание. Его принцип звучал как conspicuous in conspicuousness («заметность в незаметности»).
Внешний вид его был всегда безупречен, но он избегал любых опознавательных знаков, отсылающих к определённым портным. Скромность была настолько важна для Браммела, что он искуственно состаривал новые костюмы: бросающаяся в глаза новизна была неприлична.
Дендизм проявляется не только во внешности. Денди сочетает в себе скромность, образованность, выверенный вкус и отказ от ассоциаций с торговыми марками. Современные денди уже не пользуются тростью и не носят цилиндры, но продолжают блюсти остроумный принцип, озвученный Оскаром Уайльдом: «У меня непритязательный вкус — мне достаточно самого лучшего».
Владислав Спицын, ведущий партнёр архбюро Front Architecture, находит параллели между денди и современным осознанием люкса: «Сегодня этот подход снова в моде — всё выше требования к качеству и всё меньше желание афишировать бренды, востребован «люкс логотипом вовнутрь». Недавно мы заказали исследование современного значения слова Luxury на рынке гостеприимства.
Оказалось, что с точки зрения состоятельного англичанина роскошь звучит негромко и выглядит неброско. По мнению фокус-группы исследования, лучший пример современной гостиницы категории «очень дорого» — безупречный лодж-отель где-нибудь в Танзании под управлением одного из лучших отельных операторов, имя которого не заявляется в названии самого отеля. Бренд не должен затмить индивидуальность нового места — и это, наверное, conspicuous in conspicuousness на наш современный лад».
Принципы дендизма не забыты в современной архитектуре. Например, известный московский зодчий Сергей Скуратов придерживается архитектурной скромности в своих проектах. Один из последних — дом «Тессинский-1», который, по словам архитектора, абсолютно дендистсткий: «Этот дом всегда остаётся подтянутым, строгим джентльменом. Он красиво и изысканно одет, но при этом сдержан в своих манерах. По нему сложно понять, что в нём кипит буря страстей и эмоций, что в нём скрыт необыкновенный потенциал. И вообще он интроверт, который не стремится показать всю свою выразительность, сексуальность, успешность».
Высокие технологии
Денди обязан тщательно следить за всеми новинками. Если в XIX веке зона их интересов ограничивалась новыми театральными постановками и новыми технологиями отделки обувной кожи, то современный модник обязан расширять свой горизонт познания технологиями hi-tech. Для современного денди важно не попасть в ряд ретроградов: он не должен стремиться воссоздать атмосферу прошлого, его цель — быть на пике всего самого современного и актуального. Для интерьеров такая стезя — это технологии умного дома, которые уже стали обязательными для жилья высокого класса.
Технологичность умного дома зависит от желаний покупателя жилья, и количество возможных опций стремится к бесконечности — при соответствующем бюджете. Встречаются и совсем экзотические — например, монтируются автоматические системы тонировки окон, которые рассчитывают количество естественного света в помещении в зависимости от погоды.
Автоматические винотеки, автоматизированные гардеробы в домах, климат-системы, поддерживающие разную температуру в разных комнатах. Эти технологии заменяют прислугу, которая была естественна для денди XIX века, и помогают поддерживать новый тренд денди века XXI — максимальную интровертность, возможность видеть только тех людей, которые ему приятны.
Так, Chekhoff Hotel Moscow — первый в России пятизвёздочный дизайнерский отель серии Curio Collection by Hilton, интерьеры которого разрабатывала студия Front Architecture, — внешне довольно классичен, но наполнен высокими технологиями, в том числе и в энергосбережении, столь важном сегодня.
Осознание контекста
Денди на подсознательном уровне осознаёт «уместность» каждого своего действия. В интерьерах такая уместность зависит от культурно-исторического контекста. Важно не только для кого, но и в какой местности будет создан интерьер, в каком окружении. Создавая интерьер в исторической местности, денди придерживается контекста.
В Лондоне он не забудет поставить деревянные напольные часы, потолок его петербургского «коллеги» будет украшен неяркой лепниной, а полы денди московского в обязательном порядке будут отделаны паркетом. Впрочем, если говорить о столичном стиле, то в его основе лежит смешение старого и нового: Москва — город архитектурно существующий во всех эпохах одновременно. Поэтому для денди здесь будет очень кстати интерьерная неоклассика.
В Москве строят новые дома вполне дендистские. Например, «Современник» на улице Машкова. Над историческим особняком появился эффектный, нарочито современный пятый этаж, связавший дом, окружение и наше время.
Другой пример адекватной работы с окружением, контекстом — дом Artisan в Кривоарбатском переулке. Здесь исторический необарочный фасад с лепниной, парадными картушами и коринфскими колоннами смотрит на город. А за ним — современная архитектура. Внутри — современное наполнение и отделка. Это и есть принцип «заметной незаметности» в архитектурном проявлении.
Честные материалы
Материалы также обязаны соответствовать логике дендизма: не эффектность, но качество. В интерьере это особенно актуально: хорошие материалы долго живут, красиво стареют и создают ощущение высокого уровня. Большая часть натуральных материалов в своём первозданном виде неярки, что прекрасно для денди. Приятно то, что знакомо, внушает доверие и не тревожит сознание — к этим критериям так или иначе приходят все. Человеку важна персонифицированная история, никто не хочет жить в «новоделе».
Впрочем, уважение к классике не означает старомодность: благородства можно добиться не только с помощью патины, состаренной кожи и кракелюра. Самое важное — чтобы акцент был на человеке, а не на окружающем пространстве. Один из примеров такого подхода — оформленный Front Architecture пентхаус площадью 1 100 кв. м в доме на Яузе, который занимает целый этаж и имеет круговой обзор благодаря панорамному остеклению и открытым террасам. Всё спроектировано так, чтобы в центре интерьерной картины был человек, а не окружение.
Незаметная безупречность
Работа высококлассного портного или умелого обувщика, шившего для денди обувь на заказ по индивидуальным меркам, ощущается прежде всего тем, кто носит эти вещи, и видна со стороны только членам клуба. С интерьерами в стиле денди так же: неискушённый зритель, посмотрев на подзатёртую дубовую стену, решит, что у владельца не хватило денег на «приличный» евроремонт.