Найти тему
Искусство и Крым

Плакат Великой Отечественной войны

Плакат (прежде всего агитационный) чаще всего ассоциируется с ХХ веком, хотя его аналог встречается еще во времена Древнего Рима.

С образованием СССР плакат, являясь формой массового искусства, сразу же получает широкое распространение. В зависимости от вида, он не только информирует, но и помогает идейно направлять, морально поддержать или, если надо, уничтожить (врага), прорекламировать, с юмором и сатирой отобразить различные аспекты жизни.

К основным стилистическим особенностям плаката на любом этапе существования можно отнести:

  • красочность и яркость, он должен быть виден на расстоянии;
  • минимальное содержание текста при образной выразительности;
  • четко поставленная и выраженная ключевая мысль, часто используется метафора;
  • узнаваемость образов;
  • особая роль шрифта.

Во время Великой Отечественной войны плакат сразу же стал одним из главных методов борьбы с врагом и поддержки морального духа граждан и бойцов. Плакаты выпускались массовыми тиражами (около 100 000, главные центры выпуска - Государственное издательство "Искусство", действовавшее в Москве и Ленинграде). Условно их можно разделить на два вида: 1) портретные изображения воинов Красной Армии и их военные "будни"; 2) изображения гражданского население (чаще всего женщин, детей и стариков) и труда в тылу. В своем развитии плакат прошел несколько этапов и для каждого характерны свои особенности.

Уже в первые дни после нападения фашисткой Германии художники начали творческую мобилизацию и принялись за работу. 23 июня 1941 года, то есть на следующий день после нападения Германии А.Кокорекин создает плакат "Бей фашистского гада!" Его сюжет выстроен аллегорически: на защиту социалистической родины, которую символизируют серп и молот, встает народ, чья могучая рука прикладом винтовки разбивает гидру-свастику, состоящую из металла фашистской военщины. Призыв к боевому и трудовому подвигу через яркие патетические образы, обличение врага посредством остро сатирических, а затем и реалистичных фигур – в этом заключалась основная задача наглядной агитации в течение всего военного времени.

А.Кокорекин 1941 г.
А.Кокорекин 1941 г.

Опять возродились «Окна сатиры РОСТА», которые стали называться «Окна ТАСС». За период существования его художники создали более 1200 плакатов. Сюжеты можно разделить на два вида - плакаты героического и сатирического характера. Среди прочих их создавали художники из творческого объединения «Кукрыниксы» (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов). Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах советских городов уже 24 июня 1941 года.

-3

Решенный в карикатурном ключе, он является удачным примером образной выразительности при минимуме средств. Метафора, цветовое противопоставление, размер фигур, шрифт свидетельствуют о сложившемся и узнаваемом стиле. Именно Кукрыниксов вы узнаете всегда.

-4

Карикатура "Клещи в клещи" была призвана поднять моральный дух советских воинов и показать, что планам молниеносной войны не суждено сбыться.

-5

«Окна ТАСС» выпускались массовым тиражом по всей стране и размещались на улицах и в помещениях. Плакаты вызывали справедливый гнев, ненависть и презрение всего народа. Одновременно они заставляли лучше работать людей в тылу и легче переносить тяготы и лишения на фронте. Солдаты яростней били врага и свято верили в победу над фашистской Германией.

В годы войны большое распространение в Ленинграде получили сатирические листовки под названием «Боевой карандаш» с эмблемой, представлявшей собой палитру и винтовку с карандашом вместо штыка.
Через день после начала войны был создан первый рисунок «карандашистов», который назывался «Фашизм – враг человечества».

-6

Авторами плаката стали В. Гальба, И. Ец, В. Курдов, Н. Муратов и Г. Петров. Плакаты «Боевого карандаша» доставлялись на фронт, на корабли Балтийского флота, на заводы, на фабрики и в школы. Используя цветную литографскую печать, художники создали 103 работы, разошедшиеся тиражом около двух миллионов экземпляров.

Самый узнаваемый плакат военного времени - работа И.Тоидзе "Родина-мать зовет!". Появился, по некоторым данным, уже в конце июня 1941 г.

-7

Трудно поверить, но плакат был создан спонтанно. Жена художника, вбежав в комнату с шокирующей новостью о начале войны, стала собирательным образом русской женщины, матери, отправляющей своих детей и мужа на защиту земли русской. Монументальность создается за счет заниженной линии горизонта, жест и встревоженное лицо хорошо передают посыл взяться за оружие (текст присяги прилагается). Хотя, безусловно, наблюдается и параллель с более ранним плакатом Моора "Ты записался добровольцем?"

Еще одна знаменитая работа И.Тоидзе "За Родину! За Сталина!", выполненная в том же ключе обобщения и динамики:

-8

Виктор Корецкий, признанный мастер плаката, очень удачно использовал в своих работах фотомонтаж. «Наши силы неисчислимы» - призыв к созданию народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского патриотизма – скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла не только Москву, но и всю страну.

-9

Его плакат "Будь героем!" выполнен в духе того времени, когда считалось, что война будет не долгой, а защищать свою Родину - это не только обязанность, но и почет. Он был увеличен и установлен вдоль многих улиц Москвы.

-10

Чуть позже, в 1942 году, художник создаст один из самых сильных и запоминающихся плакатов Великой Отечественной - "Воин Красной Армии, спаси!"

-11

Здесь мы видим, что пафос сменяется осознанием ужаса происходящего и художник психологически давит на зрителя. Используя любимый прием фотомонтажа, а так же выразительность лиц, цветовой строй и шрифт, художник очень легко добивается поставленной задачи. Плакат экспонировался в увеличенном виде на городских улицах и фронтовых дорогах. Бойцы, уходя на передовую, уносили с собой этот запоминающийся образ, который должен был настраивать на беспощадную борьбу с врагом.

Вообще, тема мести становится одной из ведущих на втором этапе войны. Часто вместо собирательных образов художники используют лица, которые могут напомнить бойцу девушку, сестру, маму.

В.Иванов О.Бурова "Вся надежда на тебя, красный воин!" 1943 г.
В.Иванов О.Бурова "Вся надежда на тебя, красный воин!" 1943 г.
В.С. Иванов «Советские военнопленные: дни и ночи ждем тебя, боец!», 1945 год.
В.С. Иванов «Советские военнопленные: дни и ночи ждем тебя, боец!», 1945 год.

Еще один из интересных и узнаваемых плакатов - лаконичный "Не болтай!" Н.Ватолиной и В.Денисова.

-14

Получился очень емкий и строгий образ, дополненный строками С.Маршака. Отсутствие явной временной и событийной привязки сделало плакат универсальном. Он очень хорошо демонстрирует необходимость быть осторожными, в связи с появлением диверсионных групп и шпионов в военное время, а также хорошо смотрится в контексте начавшейся после окончания Второй мировой войны - "холодной войны".

Для населения вообще создавали целую серию плакатов о правилах поведения в тех или иных ситуациях. Опять, повторяя излюбленные приемы 1920-х, плакат призывает быть готовым к противохимической обороне:

Тимофей Иванович Ксенофонтов «Будь готов к противохимической обороне», 1943 год.
Тимофей Иванович Ксенофонтов «Будь готов к противохимической обороне», 1943 год.

После того, как прошел шок от постоянных отступлений и сдачи позиций, стали распространятся плакаты, призванные поднять моральный дух армии. Одной из главных, становится тема личного долга перед Родиной, собратьями по оружию, нередко означающая смерть героя:

-16

Плакат Н.Жукова агитирует солдат стоять на смерть, но не пропустить врага ни на пядь родной земли.

Суровый образ бойцов фронта и тыла, создаваемый художниками, должен был подчеркнуть их непреклонность в стремлении защищать Родину до конца:

В.Серов, 1941
В.Серов, 1941

Многочисленная серия плакатов была посвящена партизанам и борьбе подпольщиков:

1943 г.
1943 г.
-19
-20

Некоторые плакаты обращались непосредственно к женщинам:

-21

Многочисленный блок плакатов создавался с целью демонстрации единства фронта и тыла, идеи победы - везде тебе найдется место и, все для фронта, все для победы!

-22

А вот последняя работа знаменитого представителя авангарда Эля Лисицкого, в декабре 1941 года он умер от туберкулеза. Выполнена в лучших традициях 1920-х. с очень "конструктивными" образами:

Эль Лисицкий (1880-1941) «Все для фронта! Все для победы!».
Эль Лисицкий (1880-1941) «Все для фронта! Все для победы!».

Если учесть, что в тылу остались, в основном, женщины, то их труд прославлялся и приравнивался к тому, что делали мужчины на фронте:

1941 г.
1941 г.
Денисов В.Н., Ватолина Н.Н. "Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!"  1941 г.
Денисов В.Н., Ватолина Н.Н. "Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!" 1941 г.
Т. Еремина «На трактор девушки садятся смело, дают бойцам уверенный наказ: фашистов бейте храбро и умело, а мы уж поработаем за вас!», 1941 г.
Т. Еремина «На трактор девушки садятся смело, дают бойцам уверенный наказ: фашистов бейте храбро и умело, а мы уж поработаем за вас!», 1941 г.
1942 г.
1942 г.
1942 г.
1942 г.

А вот пример работы одного из преподавателей нашего Крымского художественного училища имени Н.С.Самокиша Михаила Щеглова:

М.Щеглов "Брак и прогул - помощь врагу" Окно ТАСС, Омск, 1943 г.
М.Щеглов "Брак и прогул - помощь врагу" Окно ТАСС, Омск, 1943 г.

Во время войны он выпускал Окна ТАСС в Харькове и Томске. Подготовил около сотни выпусков "Окон" и 500 рисунков "Дневника Отечественной войны". Выполнялись они от руки и тиражировались небольшими партиями с помощью трафарета, а затем выставлялись в витринах и окнах домов.

А вот образец плаката для национальной аудитории, выполненный профессиональным художником-носителем местной культуры.

Л.Габышев 1942 г.
Л.Габышев 1942 г.

Еще один плакат, рассчитанный на национальную аудиторию. Печатался в двух вариантах: с текстом только на азербайджанском языке кириллическими буквами и с переводом на русский.

Г.Халыгов 1942 г.
Г.Халыгов 1942 г.

Стремясь подчеркнуть, что ударный труд в тылу играет огромную роль в приближающейся победе, создавались такие плакаты:

1944 г.
1944 г.

Не редко плакатные темы находили отображение и на открытках, которые пользовались большой популярностью (из-за размера и качества печати они несколько отличались по восприятию):

Ю.А.Васнецов. Взяли в плен
Ю.А.Васнецов. Взяли в плен
С.С.Боим. Новогодние подарки Дед Мороз врагу несет
С.С.Боим. Новогодние подарки Дед Мороз врагу несет

После коренного перелома в войне, наступившего в Сталинградской битве в 1943 г., стало понятно, что никакой пощады не будет. Слишком много было потеряно и разрушено:

С. Бойм 1944 г.
С. Бойм 1944 г.

"Немцы пролили море крови советских людей - детей, женщин, стариков!
Немцы предали огню и разрушению наши города и села!
Немцы причинили неисчислимые бедствия и страдания советскому народу!
Воины Красной Армии, беспощадно уничтожайте немецких захватчиков!"

А. Кокорекин 1944 г.
А. Кокорекин 1944 г.

С момента начала освобождения городов и сел от немецко-фашистских захватчиков появляются плакаты, напоминающие, что не впереди, а уже сейчас, параллельно с освобождением Европы, нас ждет большое строительство, человеческого ресурса должно хватить на все:

1944 г.
1944 г.
В.Корецкий. 1944 г.
В.Корецкий. 1944 г.

И, в целом, на заключительном этапе войны плакаты приобретают уверенно-спокойный и победный характер:

В.Иванов "Пьем воду из родного Днепра" 1943 г.
В.Иванов "Пьем воду из родного Днепра" 1943 г.

В плакате «Дойдем до Берлина!» Л.Голованову (1944 г.) удалось создать самый запоминающийся образ защитника Родины. Очень бравый солдат, натягивающий сапог, у него получился. Прототипом стал реальный герой — снайпер Василий Голосов. О нем чуть ниже будет продолжение.

1944 г.
1944 г.

Следующий жизнеутверждающий плакат показывает всю радость освобождённого народа в образе женщины, обнимающей солдата. Безграничная радость и благодарность переплетается с тревогой пережитого на оккупированных территориях.

В.Иванов 1944 г.
В.Иванов 1944 г.

В.Кочергин создает плакат, в котором образ страны и ее героя-освободителя несет обобщающий характер. На переднем плане плаката изображен ликующий солдат с автоматом, а за его спиной - картины городов Советского Союза в лучах восходящего солнца. Плакат выполнен в ярких теплых тонах и передает праздничное настроение.

«Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков!» 1944 г.
«Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков!» 1944 г.

Иногда обобщающие, чаще - конкретно-портретные образы воина-победителя создаются в большом количестве. Плакат "Слава воину победителю!" показывает торжество Победы советского воина в Великой Отечественной войне, в котором преобладание теплых ярких тонов, придает торжественное и праздничное настроение.:

В.Климашин 1945 г.
В.Климашин 1945 г.

Вернемся к Голосову. Еще один культовый плакат, не побоюсь этого слова, запечатлел героя. Вот, перед нами советский солдат-победитель с боевыми наградами, который стоит на фоне стены рейхстага, где нацарапано - Дошли!! Берлин 2/5 45 и далее "Слава Русскому народу", а сзади на стене плакат "Дойдём до Берлина". Очень праздничный и светлый плакат, выражающий в себе всю радость Победы в этой страшной и кровопролитной войне с немецким фашизмом. А трагизм заключается в том, что сам герой плаката, один из лучших снайперов Союза Василий Голосов, погиб за два года до появления этого плаката.

-44

Плакат писался по зарисовке. Многие художники, как мы видели, акцент ставили на обобщенный образ, а Леонид Голованов хотел написать конкретного человека, потому что к такой работе отношение более теплое. Тем более что Голосова знали. Этот плакат, который в народа прозвали "Веселый солдат" стал одним из символов Великой Победы.

Таким образом, создаваемые "по горячим следам" плакаты, оставили для нас задокументированной всю войну. Все стороны жизни того страшного времени. Безусловно с патетикой, с идеологией, но это и есть одна из главных задач плаката.

С Победой вас! Не забывайте, что мы живем благодаря бессмертному подвигу наших предков! И мы должны чтить и хранить память и жизнь!

Н.Ватолина 1946 г.
Н.Ватолина 1946 г.

Читайте еще Венерическое искусство и Прерванный полет. Михаил Казас