Дорогая моя, Милена
Перед Днем Победы, очень большим нашим праздником, захотелось мне написать тебе письмо о том, что такое война.
Хотя я и сам не знаю, что это такое. Не могу я себе представить и рассказать тебе о том, как пережила во время войны твоя прабабушка - бабушка Клава - моя мама, которую ты никогда не видела, и фотографию которой я здесь размещаю.
Но бабушка пережила это тогда, когда она была моложе, чем ты сейчас. Тебе скоро будет двенадцать лет. Ей во время войны было десять лет.
Но сначала, как предисловие, я Милена, расскажу тебе о том, что такое воронки. Воронки - так называют большие ямы, которые остаются в земли после того когда в ней разрываются бомбы сброшенные с самолета - военного бомбардировщика.
И этих воронок, на береге где родился, жил и рос было очень и очень много. Я помню их. Я помню еще как мы, мальчишки примерно твоего возраста, открывали купальный сезон в Заполярье в этих воронках, наполненных талой водой. Это было не так далеко от наших домов - мы разжигали возле воронок костер и окунались в холодную воду. Я уже не помню, надолго ли нас хватало, но помню как мы в одних трусах или голышом стояли вокруг костра, грелись и вели какие-то свои мальчишеские разговоры, протягивая к огню ладони, суша свои одежды и "стуча своими зубами". Помню как нас забавляло то, что от жара костра наши вены на ногах краснели и сильно выделялись кровяной сеточкой.
Вот такие были воронки в окрестностях нашего города. Теперь представляешь каковы были они размеров, что в них компанией купались мальчишки, хотя уже прошло двадцать лет после тех военных событий. Мы тогда еще не знали и не догадывались откуда они появились эти воронки. Сейчас уже прошло еще шестьдесят лет после войны и воронки почти уже исчезли - так земля имеет способность лечить свои раны.
Бабушка Клава никогда не рассказывала мне что такое война и что ей приходилось переживать в те годы и я долгое время не имел представления себе о том, что могла она переживала в те годы, будчи совсем еще девочкой.
Давай, Милена, представим себе, что могла чувствовать бабушка Клава, когда почти каждую ночь над домами проносились несущие смерть самолеты, когда разрывались бомбы на берегу, в домах. Когда погибали рядом живущие люди.
Самолеты летали бомбить порт, заводы, корабли на рейде. Но часто их не допускали зенитные пушки, стоявшие рядом не давая бомбить город и тогда самолеты улетали обратно, сбрасывая бомбы на наш берег, на тот берег, где находился дом, в котором жила моя мама, твоя прабабушка Клава.
И еще в Мурманске существует самый страшный день в его истории - 18 июня 1942 года, когда
С раннего утра и до поздней ночи враг бомбил город. Воздушную тревогу объявляли 11 раз. После одиннадцати утра посты воздушного наблюдения засекли усиливающийся гул самолетов. Со стороны Абрам-мыса шли самолеты. Очень много. Группа пошла в пике на рыбный порт. Три самолета бомбили судоверфь. Большая группа над городом.
Не успели мурманчане опомниться после бомбардировки, как появились еще две группы самолетов, одна с севера, другая — с юга. И вновь в Мурманске наступил ад кромешный... ... Не работает телефон. Нет электричества. Горит порт. Горит центр города. Зажигалки буквально сыплются с неба. Кажется, горит все. Кажется, и не выжить. Неужели с этим еще можно бороться?
Горело все, что могло гореть: сараи, телефонные опоры, газетные киоски, щиты для объявлений. Тлела земля, накалились камни. Люди, бросившиеся к своим домам, ползли по улицам, прикрывая одеждой головы и лица, так сильно бушевало пламя. Те мурманчане, что прятались в щелях, вырытых во дворах домов, задыхались от дыма
Источник: https://www.murmansk.kp.ru/daily/25900.5/2858496/
Историческая справка:
всего же с июня 1941 по октябрь 1944 на город было совершено 792 авианалёта (8244 самолето-вылета). Сброшено около 200 тысяч зажигательных бомб и около 7 тысяч фугасных бомб весом от 250 до 1000 кг. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (75 % жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий (две трети всех промышленных предприятий).
Я пытаюсь представить и ты представь себе, Милена, как раздается портовый гудок, сирена, и нужно вставать, бежать в подвал какого - нибудь дома и сидеть там, слушать, как наверху что-то взрывается, как проносят на носилках раненных, а они рядом с тобой все в крови кричат от боли и ... умирают. А ты, десятилетняя девочка, прижалась к своей маме и ждешь когда все закончится, не будучи уверенной, что твой дом наверху еще стоит целый.
Представь себе, Милена, что из игрушек у тебя есть только одна тряпичная кукла, нет бумаги чтобы рисовать и нет книг, чтобы читать. У тебя не телевизора, ты не можешь ходить в кино. Представь, что ты кушаешь каждый день одну только перловую кашу (ту самую, которую ты не любишь) и на кашу у тебя только один кусочек черного хлеба и стакан воды.
И нет у тебя папы, есть только усталая, рано постаревшая мама
Вот, что такое война, Милена.
А для более точного представления о той войне, победу в которой мы будем праздновать завтра, посмотри, Милена архив фотографий города, который является для тебя Родиной. По ним уже можно судить -что из себя представляет война и что могла чувствовать в это время маленькая девочка по имени Клава, твоя прабабушка.
Вот так вот, Милена, написал я тебе это письмо для того, чтобы ты надолго запомнила и знала, что такое война. Что это очень и очень страшно и дай Бог тебе не видеть того, что видела, слышала, переживала твоя прабабушка Клава.
С праздником Победы тебя, моя дорогая внучка Милена
------------------------------------------------------------------------------------------------
Но печали нет и как сказал один персонаж известного фильма о войне "Будем жить"