Найти тему
История в историях

Преступления, розыск и наказания на Руси

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

«В Русской Правде она носит переходной характер от непосредственной расправы рода, к наказанию, налагаемому государством. В Русской Правде еще не существовало понятия «смертная казнь», за преступления полагалась «вира» – штраф.» (из статьи «Смертная казнь в дореволюционной России») То есть, «поток и разграбление», денежный штраф, продажа, и определенные обязательства при причинения вреда."Русская правда" не оперировала понятием преступления, как такового, говорилось о нанесенной обиде.

Если свидетелей преступлений не было, подозреваемых подвергали так называемому «Божьему суду». то есть испытанием кипятком или раскаленным железом. Если подозреваемый выдерживал пытку железом и водой, его оправдывали.

Кроме того существовал судебный поединок или «поле». Победитель поединка выигрывал дело так, как Бог есть правда и помогает только правому. В Москве есть улица Полянка, связанная с полем где проходили поединки, была такая улица Полевая, сейчас Первомайская и в Клину.

В древности на Руси до «Русской правды» и долгое время после существовала кровная месть, называлась она – убиение за голову.

Как назывались те люди, которые на Руси боролись с преступниками? Как звали преступников, доносчиков, следователей, и какие были термины, связанные с преступлением закона? Ответы на поставленные вопросы найдем в Полном церковно - славянском словаре Г. Дьяченко, в котором объясняется много древних русских слов и понятий.

Убийца на Руси назывался головник и боевник, слово глова – означала казнь наказание (Русская правда), слово бийца означало драчун. Злодей и преступник имел название вражебник или боритель. Преступления назывались так: израда – измена, говорьный – мятежный, отметим, что : "Русская правда еще не защищала государство, преступление против государства появится только в Судебнике 1497 года Ивана III. Вороб – хищение, тать (от ta санскрит) – вор, крадьба – воровство, облупити означало ограбить, наврап – грабеж, добыча. Поддельщик – тот, кто подделывал чужую подпись, излупить – ограбить, лукавити – злоумышлять. Пошибание – драка. Хоп означало побор, присвоение, взятка. Слово шиша означало вор. бродяга, слово мшел – корысть, а шкота – ущерб, урон. Ушничати – наговаривать на кого - либо. Злоб – порок, лукавство, досадитель – оскорбитель. Отметим, что слово воровать на древнем русском языке означало сохранять, сохранять собино – имущество. Роспус – развод мужа с женой, умыкание – похищение невест.

Для того чтобы состоялось наказание и суд нужно было найти преступника и изволочить – изобличить его, для этого были власти – должности: бегеул – пристав, бирич – полицейский чиновник, обретальщик – «разыскатель», а ябетник или ябедник сыщик, позовник – приказной служитель вызывающий к следствию или суду. Слово неумытый по отношению к власти - должности означало неподкупный. Для поимки преступников были прелагатаи – соглядатели, ухопослухатаи – доносчики.

Суд проходил в судейском или княжеском здании, которое называлось – сени, там происходила исправа – разбор дела и решение. Истец назывался ищея, свидетель – послух, видок("Послух - это тот, кто от третьих лиц слышал что-то о преступлении, но ничего не видел. Такое свидетельство уберут в Судебнике 1497 года, что говорит о более развитом праве"), обвинитель – обличник. Зап, зазор – подозрение, язык – допрашиваемый о положении дел, клевета имело другое значение обвинение, а утягати – доказать, что - либо на суде.

Ушидом назывался беглец. На преступника накладывали оковы – называлось это вязьба, сажали в погреб – темницу, тюрьму, для верности чтобы не убежал использовали рукопуты, или рогатку, рогульку – старинное орудие для пресечения побега пленника или преступника.

Скурлатами и катами называли палачей. Для дознания и казней использовались разного рода истязания, «закой – род орудия, который служил для стягивания и сокрушения телесных членов». Был и забой так же один из видов орудия для пыток и истязаний.

Потоком называлось наказание по воле князя, оно могло быть с изгнанием виновника и уничтожением его имущества, или заточением в темницу. Отметим, что окончательное решение, не смотря на решение суда принимал князь. Приведем цитату из статьи А. Столярова «Окончательный диагноз. Архетипы закона и справедливости в культуре Запада и России»: «В русской социальной культуре закрепились два специфических механизма внесудебного решения споров. Во-первых, это «государева милость», а во-вторых – это дуэль. Этот механизм получил любопытное выражение в феномене «ходоков за правдой», который в «юридическом» европейском обществе практически не наблюдался…. Крестьянская община снаряжала в город или даже в столицу специальных людей, чтобы они там, минуя бюрократические инстанции, добились правды и справедливости. В России же подобная практика держится до сих пор: письма с просьбами «восстановить справедливость» стекаются в канцелярию российского президента со всей страны. Второй механизм, дуэль ..» Дуэль в России была очень похожа на поединок в «поле»

В истории царь Иван Грозный представлен извергом, но при нём казнили лишь за измену, преступления против веры и за мятеж, клевету, разбой, различные виды убийств. Воры стали отправляться на виселицу уже после второй кражи, то есть за 6 преступлений.

Для сравнения, количество преступлений, за которые «Уложение «Алексея Михайловича Тишайшего (Романова) грозило смертью, «оставляет далеко позади все Судебники, – оно дает санкцию на казнь в пятидесяти четырех (а по подсчетам некоторых экспертов – в шестидесяти) случаях». Действительно в «тихом омуте черти водятся».

Хорошо сказал о нашей истории А. Гулевич в своей книге «Царская власть и революция»:"Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась её врагами!"

Со временем законы все более ужесточались, пока уже в наше время не был введен мораторий на смертную казнь