Эта статья во многом боль: не только моя, но и многих внутренних юристов компании (дальше по тексту буду называть их in-house юристами).
Какими бывают юристы?
Как известно, юристы условно принадлежат к одной из двух больших групп:
- юристы, работающие на компанию, то есть in-house юристы;
- юристы-консультанты, работающие в консалтинговых компаниях.
У этих юристов разные задачи и цели:
консультанты работают на потоке, дают рекомендации по конкретному вопросу без сильного погружения в сферу деятельности конкретной компании
in-house юристы, напротив, больше погружаются в сферу деятельности компании, учитывают множество нюансов при согласовании документов, но разброс задач у них уже, чем у консультантов.
И та, и другая работа является интеллектуальной, отличается лишь тем, что
- от консультантов в целом не потребуют детального отчёта по конкретной задаче,
- с in-house же юриста могут спросить за всё, вплоть до запятой.
Работа по звонку или по свистку
Как я уже сказала, работа юриста является интеллектуальной: это не работа секретаря с узким функционалом по встрече гостей, приготовлению кофе и сканированию документов.
И даже при таком узком функционале иногда сильно задалбывает то, что относятся к тебе просто как к обслуге, без уважения и не учитывают твои трудозатраты.
Знаю, что у секретарей в некоторых компаниях бывает и более широкий функционал, и в коей мере не хочу их обидеть и умалить их вклад в дела компании: часто без секретаря вообще всё встаёт.
Однако секретарскую работу всё же можно условно отнести к обслуживанию: нужд офиса и руководства.
А что же с юристом? Как он может быть обслугой и работать по звонку?! Или по свистку?!
Тем не менее, как выяснялось мной ни на одном месте работы, оказывается, может:
- юрист должен быть удобен бизнесу,
- юрист должен всегда быть на связи,
- юрист должен все вопросы решать быстро и правильно,
- юрист должен делать детальные проработки всех вопросов
- юрист должен отвечать за все косяки, даже если к его заключению не прислушались,
- юрист должен предвидеть, что к нему не прислушаются и порекомендовать второй, третий и…даже десятый вариант решения вопроса, чтобы это нанесло меньший ущерб интересам компании,
- и, самое главное, юрист должен делать всё быстро, а иногда и очень быстро.
Иди туда, не знаю куда,
Сделай то, не знаю что,
И БЫСТРО!!!
Таким образом, а что же получается: если секретарю дают стопку документов и говорят сделай три копии, секретарь идёт к ксероксу и делает, он не задумывается о том, что за документы копирует, почему именно три копии нужно сделать и так далее.
С юристом всё сложнее:
его вызывают,
дают ему задачу, которую непонятно, как решать,
а потом задёргивают его насмерть уже через час после того, как задачу дали.
Как говорила моя начальница на предыдущей работе, у неё был такой случай (и не один раз) на одной из её работ (не в консалтинге):
вызвал начальник,
дал зубодробительную задачу,
она пошла решать,
а он позвонил ей через пять минут и спросил: «Уже готово?!».
А потом позвонил ещё через 10 минут с тем же вопросом, а потом ещё раз пять за следующие два часа, пока она, наконец, не сказала ему, что всё готово.
То есть юриста, работника интеллектуального труда, за два часа «дёрнули» 7 раз, а зачем?!
Допустим, тогда задача была суперсрочной, ладно, единичный случай.
А если такие задачи становятся постоянными, а потом все задачи юриста превращаются в такие?!
И дёргать начинает не только руководство, но и рядовые работники, например, сотрудники отдела продаж?!
Плюс в какой-то момент просто послать продажников не получается потому, что теперь их поддерживает руководство?!
«Быстро, дешёво, качественно!». А выбрать можно только два!
И вот тут мы упираемся в один из основных вопросов: юрист как работник интеллектуального труда может делать всё
быстро (не совсем быстро, а задерживаясь после работы, конечно) и
качественно, угождая бизнесу (и продажникам в том числе),
только нужно платить ему больше!
А если больше платить не хочется платить (он же зарплату получает, негодяй!), то о каком быстро и качественно вообще говорить?!
Да ещё и с таким напором и гонором?!
Друзья, мы при капитализме живём: хотите дёшево, то есть за фиксированный оклад без учёта затраченных юристом времени и сил,
тогда получайте либо просто быстро, но не очень качественно,
либо качественно, но не очень быстро,
и да, уважения, пожалуйста, побольше:
всё-таки дела компании, за которые она потом и ответственность понести может, доверяете.
Вместо послесловия
Что же я хочу всем этим сказать?
На мой взгляд, ни один работник интеллектуального труда, юрист в том числе, не может работать без уважения со стороны коллег и по свистку: ответственность за даваемые им рекомендации высока, поэтому не дергайте его, он вам не обслуга!
Хочу поблагодарить всех, кто дочитал эту статью до конца.