Найти тему

«Юрист должен быть удобен бизнесу, он – обслуживающий персонал!» - так считали продажники на моей последней работе

Эта статья во многом боль: не только моя, но и многих внутренних юристов компании (дальше по тексту буду называть их in-house юристами).

Какими бывают юристы?

Как известно, юристы условно принадлежат к одной из двух больших групп:

  1. юристы, работающие на компанию, то есть in-house юристы;
  2. юристы-консультанты, работающие в консалтинговых компаниях.

У этих юристов разные задачи и цели:

консультанты работают на потоке, дают рекомендации по конкретному вопросу без сильного погружения в сферу деятельности конкретной компании
in-house юристы, напротив, больше погружаются в сферу деятельности компании, учитывают множество нюансов при согласовании документов, но разброс задач у них уже, чем у консультантов.

И та, и другая работа является интеллектуальной, отличается лишь тем, что

  • от консультантов в целом не потребуют детального отчёта по конкретной задаче,
  • с in-house же юриста могут спросить за всё, вплоть до запятой.

Работа по звонку или по свистку

Как я уже сказала, работа юриста является интеллектуальной: это не работа секретаря с узким функционалом по встрече гостей, приготовлению кофе и сканированию документов.

И даже при таком узком функционале иногда сильно задалбывает то, что относятся к тебе просто как к обслуге, без уважения и не учитывают твои трудозатраты.

Знаю, что у секретарей в некоторых компаниях бывает и более широкий функционал, и в коей мере не хочу их обидеть и умалить их вклад в дела компании: часто без секретаря вообще всё встаёт.

Однако секретарскую работу всё же можно условно отнести к обслуживанию: нужд офиса и руководства.

А что же с юристом? Как он может быть обслугой и работать по звонку?! Или по свистку?!

«Работать юрист должен по свистку: быстро и качественно!» - считали продажники на моём последнем месте работы
«Работать юрист должен по свистку: быстро и качественно!» - считали продажники на моём последнем месте работы

Тем не менее, как выяснялось мной ни на одном месте работы, оказывается, может:

  • юрист должен быть удобен бизнесу,
  • юрист должен всегда быть на связи,
  • юрист должен все вопросы решать быстро и правильно,
  • юрист должен делать детальные проработки всех вопросов
  • юрист должен отвечать за все косяки, даже если к его заключению не прислушались,
  • юрист должен предвидеть, что к нему не прислушаются и порекомендовать второй, третий и…даже десятый вариант решения вопроса, чтобы это нанесло меньший ущерб интересам компании,
  • и, самое главное, юрист должен делать всё быстро, а иногда и очень быстро.

Иди туда, не знаю куда,

Сделай то, не знаю что,

И БЫСТРО!!!

Таким образом, а что же получается: если секретарю дают стопку документов и говорят сделай три копии, секретарь идёт к ксероксу и делает, он не задумывается о том, что за документы копирует, почему именно три копии нужно сделать и так далее.

С юристом всё сложнее:

его вызывают,
дают ему задачу, которую непонятно, как решать,
а потом задёргивают его насмерть уже через час после того, как задачу дали.

Как говорила моя начальница на предыдущей работе, у неё был такой случай (и не один раз) на одной из её работ (не в консалтинге):

вызвал начальник,
дал зубодробительную задачу,
она пошла решать,
а он позвонил ей через пять минут и спросил: «Уже готово?!».

А потом позвонил ещё через 10 минут с тем же вопросом, а потом ещё раз пять за следующие два часа, пока она, наконец, не сказала ему, что всё готово.

То есть юриста, работника интеллектуального труда, за два часа «дёрнули» 7 раз, а зачем?!

Как же всё-таки здорово: дать задачу, которую неизвестно, вообще как решать, но потребовать от юриста сделать это быстро и качественно!
Как же всё-таки здорово: дать задачу, которую неизвестно, вообще как решать, но потребовать от юриста сделать это быстро и качественно!

Допустим, тогда задача была суперсрочной, ладно, единичный случай.

А если такие задачи становятся постоянными, а потом все задачи юриста превращаются в такие?!

И дёргать начинает не только руководство, но и рядовые работники, например, сотрудники отдела продаж?!

Плюс в какой-то момент просто послать продажников не получается потому, что теперь их поддерживает руководство?!

«Быстро, дешёво, качественно!». А выбрать можно только два!

И вот тут мы упираемся в один из основных вопросов: юрист как работник интеллектуального труда может делать всё

быстро (не совсем быстро, а задерживаясь после работы, конечно) и
качественно, угождая бизнесу (и продажникам в том числе),
только нужно платить ему больше!

А если больше платить не хочется платить (он же зарплату получает, негодяй!), то о каком быстро и качественно вообще говорить?!

Да ещё и с таким напором и гонором?!

Эта схема применима не только к работе юриста: на самом деле так устроено всё в мире (Яндекс_Картинки_Скриншот экрана)
Эта схема применима не только к работе юриста: на самом деле так устроено всё в мире (Яндекс_Картинки_Скриншот экрана)

Друзья, мы при капитализме живём: хотите дёшево, то есть за фиксированный оклад без учёта затраченных юристом времени и сил,

тогда получайте либо просто быстро, но не очень качественно,
либо качественно, но не очень быстро,

и да, уважения, пожалуйста, побольше:

всё-таки дела компании, за которые она потом и ответственность понести может, доверяете.

Вместо послесловия

Что же я хочу всем этим сказать?

На мой взгляд, ни один работник интеллектуального труда, юрист в том числе, не может работать без уважения со стороны коллег и по свистку: ответственность за даваемые им рекомендации высока, поэтому не дергайте его, он вам не обслуга!

«Чего изволите?» - это не про юриста... (Яндекс_Картинки_Скриншот экрана)
«Чего изволите?» - это не про юриста... (Яндекс_Картинки_Скриншот экрана)

Хочу поблагодарить всех, кто дочитал эту статью до конца.