Найти тему
SRSLY

Поколение интровертов и новые правила. Sanchez, Fonarev и другие о том, что изменилось в клубной музыке за десять лет

Недавнее шоу Трэвиса Скотта, которое он устроил в компьютерной игре Fortnite, собрало более 12 миллионов зрителей по всему миру, а до него на этой же платформе выступление диджея Marshmello послушали 10 миллионов человек. Эти цифры говорят о том, что концепция онлайн-выступлений, безусловно, имеет будущее. О переходе на онлайн-формат, а также о других переменах в клубной музыке за последние годы мы поговорили с Сергеем Санчесом (DJ Sanchez), Владимиром Фонаревым (Fonarev), трио Swanky Tunes и Кантеном Мозиманном (DJ Mosimann), а заодно узнали, как им самим живется в новых реалиях.

DJ SERGEY SANCHEZ 

Имя Сергея Санчеса — уже почти синоним московской клубной жизни. Его знаменитые «Четверги», которые проходили в клубе «Пропаганда» с 1998 года, до недавнего времени собирали тысячи любителей хаус-музыки. Выступления Санчеса состоялись почти во всех клубах Москвы и Питера и более чем в ста городах России. Много лет подряд он был хэдлайнером фестиваля Каzантип. В 2004 году стал «Человеком года» по версии журнала GQ. Сейчас Сергей, как и все, находится дома и занимается собой. А в остальное время, по его словам, летает в облаках. Из всех наших собеседников его мнение относительно будущего онлайн-выступлений оказалось самым категоричным. В интервью SRSLY Санчес рассказал о «новом поколении интровертов», а также порадовал новостью о том, что в «Пропаганде» недавно закончился ремонт и в ближайшем будущем обновленный клуб откроет двери.

-2

О переменах в индустрии

Это большая и болезненная тема. Я считаю, что клубной индустрии в России нет, поэтому поменяться здесь нечему. Благодаря развитию мобильных технологий и пока недоразвитой культуре их использования сейчас мы имеем новое поколение интровертов с искаженным восприятием клубного отдыха, постоянно горящим дисплеем телефона на танцполе и озадачиванием всех вокруг вопросом о зарядке. Немного утрирую, конечно, но вы понимаете, о чем я. Искренне хочу, чтобы в правилах посещения клубов, так же, как и театров, был запрет на использование мобильных телефонов. Хочешь позвонить или
сделать селфи — выходи на улицу. Поверьте, этот маленький шаг не только добавит внимания и ценности происходящему вокруг, это вернет нам самих себя. Есть и плюсы: вместе с эпохой глянца и гламура из клубов наконец ушли случайные люди с лэптопами. Селебрити всех мастей, пытавшиеся обесценить диджеинг, наконец наигрались и теперь вещают в других местах.

Рад сообщить, что сегодня наша профессия настолько очистилась, что в нее вернулись первоначальный смысл, творчество и волшебство.

Об онлайн-мероприятиях

Честно говоря, я не в восторге от того, как это сейчас выглядит, от качества и количества этих событий. Для меня интереснее записать микс, опубликовать его на своей странице SoundCloud, где его тут же услышат тысячи подписчиков, доверяющих моему вкусу. Считаю, что
онлайн-фестивали и концерты никогда не смогут заменить реальные выступления. Понимаете, в восприятии настоящего концерта или диджей-сета участвуют не только глаза, уши и мозг. Резонирует и реагирует абсолютно все тело. Особенно в танце, в единой эмоциональной связи с другими людьми это может стать уникальным мистическим переживанием, которое невозможно реконструировать дома, сидя в наушниках.

-3

О тусовщиках и клубах XX и XXI вв. 

Тусовщики XX века отличаются тем, что многое тогда происходило впервые. На их глазах рождались клубы с фейсконтролем, магазины клубной одежды, создавался соответствующий образ жизни, появлялись новые музыкальные жанры, электронные инструменты, видеохудожники. Все было впервые, и это была чистая свобода. До появления интернета услышать электронную музыку можно было только в клубе, попасть туда было очень трудно и дорого. Так что могу предположить, что первые тусовщики могли со всем основанием считать себя избранными. Для меня тусовщик — это, прежде всего, творческий человек, являющийся не столько посетителем чужих праздников, сколько генератором своих.

В 90-е особенно популярными были клубы, где я как раз сформировался, — «Эрмитаж» и «Птюч», а в начале 21-го века знаковыми стали «Пропаганда», «Микс», «Солянка», «Арма» и «Крыша мира».

Сегодня редко хожу в ночные заведения, если не играю, но если выбираюсь, то в «Мутабор».

Пик «Четвергов» пришелся на первое десятилетие нулевых, и когда вспоминаю те времена, окситоцин мгновенно наполняет мою кровь. Выбрать и вспомнить какое-то одно событие просто невозможно, потому что каждую неделю происходило что-то особенное: невероятные гости со всего мира, творческая богема, фантастические диджеи, огромная очередь на вход. Кстати, у меня хорошие новости. Пока мы все сидим дома, в клубе «Пропаганда» закончили ремонт, и скоро мы все встретимся.

О будущем музыки

С музыкой все будет в порядке. Все творческие единицы уже два месяца безвылазно сидят в студиях и непрерывно пишут новые электронные пьесы. Очень скоро это выплеснется на слушателя, и в этих условиях я не исключаю даже рождение новых танцевальных стилей. А вот с площадками, клубами и кафе все не так оптимистично. Они несут миллионные убытки. Если мы не запустимся летом, то 80% игроков может просто исчезнуть. Знаете, несмотря на мое негативное отношение к курению, будь моя воля, я бы разрешил табачным компаниям на 2-3 года вернуться в клубы и фестивали и немного взбодрить индустрию своими рекламными бюджетами. Если коварный ковид не устроит нам осенью камбэк, то в 2021 году все встанет на свои места и фестивали продолжат свое существование с удвоенной силой. Среди моих любимых: Signal, Present Perfect и AFP в России, Primavera и Sonar в Барселоне. Ну и, конечно, я никогда не забуду Каzантип: хоть он уже и не проходит, но это любовь навсегда.



SWANKY TUNES

Слева направо: Дмитрий Бурыкин, Станислав Зайцев и Вадим Шпак //Фото: личный архив
Слева направо: Дмитрий Бурыкин, Станислав Зайцев и Вадим Шпак //Фото: личный архив

Российское диджейское трио, состоящее из Вадима Шпака, Дмитрия Бурыкина и Станислава Зайцева, более 20 лет выступает на крупнейших музыкальных фестивалях планеты: Ultra Music Festival, Tomorrowland, Alfa Future People, EDC, Untold, WorldClubDome, Parookaville, Summerburst, TomorrowWorld, Storm. Swanky Tunes — единственные российские диджеи, которые уже пять лет подряд входят в рейтинг ста лучших диджеев мира DJ Mag Top 100 DJs. В 2016 году они стали победителями в номинации «Прорыв года», поднявшись сразу на 70 позиций, и заняли 27-е место в мировом рейтинге. Музыканты были первыми среди российских коллег, кто записал совместные треки с такими легендами, как Tiesto, Kaskade, Far East Movement, LP. Вадим, Дмитрий и Стас являются авторами композиции Here We Go, ставшей официальным саундтреком к голливудскому блокбастеру «Форсаж 6». Они уверены, что за цифровым форматом будущее, и сами уже в нем работают.

-5

Об онлайн-сетах

Рассказывает Станислав Зайцев:

Безусловно, концепция онлайн-выступлений имеет будущее. Недавнее
шоу Трэвиса Скотта на платформе Fortnite собрало более 12 миллионов зрителей, а до него был Marshmello, которого в том же Fortnite слушали 10 миллионов. Кому-то может показаться, что анимированный артист выглядит странно, но миллионам людей это нравится. Не исключено, что через 5-7 лет мы будем надевать VR-очки и смотреть концерты любимых исполнителей, не выходя из дома. Что касается фестивалей или сольных выступлений в онлайн, нам больше интересны последние. К примеру, трансляцию нашего сета в тикток посмотрели около 45 тысяч человек. Если сравнить с оффлайн-фестивалями, то это примерное количество зрителей на главном танцполе Tomorrowland или Ultra Music Festival.

Рассказывает Вадим Шпак:

Мы бы не сказали, что онлайн в чем-то проигрывает живому выступлению. Это другая реальность, где не слышно криков людей, не видно их лиц, но они все равно с тобой. При этом их количество может быть в разы больше, чем на живом концерте. А помимо людей есть еще и музыка. Она в обоих случаях дарит огромный эмоциональный заряд. Не стоит забывать про это.

Вадим Шпак //Фото: личный архив
Вадим Шпак //Фото: личный архив
Станислав Зайцев //Фото: личный архив
Станислав Зайцев //Фото: личный архив

О работе в режиме самоизоляции

Рассказывает Дмитрий Бурыкин:

В целом, если не считать отмены выступлений, наше расписание не изменилось. Пять дней в неделю мы работаем на студии и записываем новые треки. Поддерживаем график релизов. Каждый месяц у нас выходит один-два сингла. А еще ищем необычные локации для записи и трансляции сетов. Пару дней назад наш режиссер прислал на почту несколько вариантов. Будет круто, следите за анонсами в наших соцсетях.



FONAREV

Владимир Фонарев еще один ветеран российского диджеинга. Свой творческий путь он начал тогда, когда многие из нас еще не родились: в 1983 году уже крутил пластинки на школьных дискотеках. Играл на крупнейших российских и зарубежных площадках. C 1997 года был бессменным участником и хэдлайнером фестиваля Каzантип. Выступал со звездами мирового диджеинга, например, с английским диджеем Полом Окенфолдом. Он, кстати, назвал Фонаря «настоящим русским транс-мастером». А Алла Пугачева в интервью журналу «ОМ» заявила: «Если бы я захотела что-то сделать в клубной культуре, то я бы позвала Фонаря. Вы спрашиваете почему? Потому что он не попсовый, он роковый». В 2001 году журнал «DJ Культура» признал Фонарева лучшим диджеем года в России. Сейчас Владимир, как и другие его коллеги, находится дома и проводит много времени в семьей. Настроен реалистично.

-8

О перспективах

Я работаю в индустрии более 35 лет и был свидетелем разных мощных событий. Могу сказать, что это постоянное движение по спирали от сложного к простому и наооборот. Сейчас многие диджеи устремились в формат стриминга и пока сами не представляют, что их ждет дальше. Думаю, что нам всем нужно быть готовыми к сложному испытанию на прочность. Сейчас многие строят прогнозы, но никто не имеет четких вводных. Перспективы возвращения к клубной фестивальной активности в ближайшее время, честно говоря, тают на глазах. Не склонен драматизировать, но реалии таковы.

Посмотрите сами: в Европе и США почти все
главные события (фестивали Tomorrowland, Miami Music Week) поставили на паузу. В нашей стране ситуация до конца непонятна, так как некоторые локальные фестивали, такие как Alfa Future People (7-9 августа 2020 г.) и «Нашествие» (24-26 июля 2020 г.), пока еще не дали точную информацию, будут они проходить или нет. Все зависит от решений правительства и от ситуации в целом.

-9

О переменах в индустрии

За последние десять лет электронная сцена, с одной стороны, стала более технологичной, с другой — изменился вектор отношения к тем, кого еще недавно боготворили как диджеев. Подготовка мероприятий теперь стала больше похожа на настоящий бизнес-процесс с учетом цифровизации: онлайн-предпродажа билетов, рекламные мероприятия в интернете и соцсетях, таргетированная реклама и прочее. Это дает четкое понимание на предстартовом режиме, насколько экономически успешно пройдет мероприятие, фестиваль или вечеринка. Новые технологические возможности и световые решения обеспечивают максимальное погружение в музыку. Из-за доступности оборудования огромное количество людей создают музыку, расширяя жанры и привнося новое звучание в известные музыкальные стили. Меняются поколения, время, события, но не меняется желание людей танцевать.

С другой стороны, критерии и правила диджеинга изменились.

Если раньше топ-диджеями были исключительно обладатели уникального музыкального вкуса и энергетики, которые могли найти подход к аудитории и создать атмосферу, то сейчас уже не нужно круто играть.

Важно иметь сильную команду и несколько радиохитов, которые позволяют артистам за счет хорошего менеджмента развивать свою гастрольную деятельность. Танцевальная сцена четко поделена на поп и андеграунд. Каждый может выбирать то, что хочет. Лично я вижу в этом и много положительного. Электронная сцена все равно развивается и идет вперед. Потому мне интересно находиться в авангарде этого движения уже столько лет.

О трендах

Электронная сцена имеет огромное количество оттенков и музыкальных стилей. Но если говорить про данный момент, то, безусловно, очередной ренессанс переживают два музыкальных стиля — техно и прогрессив-хаус. И это тоже хорошо. За последние годы у нас выросло много ярких звезд электронной сцены мирового уровня. Некоторые компании, например, «Сила света», стали лидерами в создании сценического дизайна. Если же говорить о мероприятиях, то здесь есть, скорее, спад, чем отставание, и это ярко проявляется в регионах. Уверен, что это временное явление. Однозначно сложно поставить диагноз тому, что происходит на сцене, но пациент больше жив, чем мертв.



MOSIMANN

-10

Начав играть музыку на юге Франции в возрасте 14 лет, к 32 годам Кантен Мозиманн уже шесть раз входил в список топ-100 лучших диджеев планеты по версии DJ Mag. Кроме того, Кантен является профессиональным вокалистом (он одержал победу на французском телешоу талантов Fame Academy) и часто украшает треки собственными вокальными партиями. Mosimann делал коллаборации с такими звездами диджеинга, как Армин Ван Бюрен и Том Стаар. В апреле Кантен записал оду протеста коронавирусу под названием No Party (Well, Fuck the Virus) и запустил в тиктоке челлендж #NoPartyChallenge. В интервью SRSLY Mosimann рассказал о мировых трендах и сетах на крыше.

О трендах

На мой взгляд, сейчас много хороших диджеев, но сама ниша как будто бы переполнена. Это произошло еще года четыре назад, когда стиль EDM (электронная танцевальная музыка —
Прим. SRSLY) стал очень модным, и при этом такую музыку мог делать каждый. Отсюда — перенасыщение. Сейчас EDM и Big Room House (поджанр хауса) постепенно уступают место жанру техно. Этого хочет сама публика, которая ищет все больше андеграундных вещей. Музыка — это циклы, каждый из которых получает свое золотое время. Из молодых диджеев выделил бы нескольких: Antoine Delvig, Matroda и Noizu.

О самоизоляции

Год назад в это время я вовсю гастролировал и собирал на европейских площадках по 30-45 тысяч зрителей. Тур в 2020-м по понятным причинам отменился, и это довольно грустно. Я провел три недели в студии и офисе, работая над песнями и снимая некоторые видео (музыкальные клипы, диджейские сеты). Потом вернулся домой в Швейцарию. Мой дом находится на горе вдали от дорог. Там очень спокойно и тихо. Провожу время с семьей, все еще работаю над песнями и наслаждаюсь тем, чего я никогда не делал. Но если честно, я не могу дождаться, когда приступлю к работе на 100%. Думаю, что потребуется время, чтобы вернуться на сцену. При этом, наш мир уже никогда не будет прежним. Наступили тяжелые времена для диджеев и промоутеров. Но радует то, что несмотря ни на какие вирусы, люди всегда будут нуждаться в музыке и позитивных эмоциях.

-11

Об онлайн-сетах

Конечно, я иду в ногу со временем и сделал несколько сетов онлайн. Но на самом деле, чтобы сделать качественную вещь, нужно потратить много времени. Невозможно находиться в интернете и каждый день что-то выдавать. Ну, или это будет тяп-ляп. Также стараюсь делать и живые сессии. Например, я играл на крыше своего офиса в Париже. Я получал удовольствие и веселился, и соседи тоже были счастливы. Все-таки мы никогда не перестанем любить живые выступления, и их не смогут заменить никакие онлайн-форматы.

-12

О публике

Я много где играл: в Азии (Китай, Таиланд, Индонезия, Малайзия, Корея, Япония), в России, на Ближнем Востоке (Катар, ОАЭ, Бахрейн), в Европе (Португалия, Испания, Франция, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Нидерланды, Германия), в Египте, Мозамбике, США, Канаде, Бразилии… Посетил много удивительных событий, таких, как Tomorrowland, Parookaville, Ultra Music Festival. Самая благодарная и теплая публика, пожалуй, в Бельгии, Португалии и Корее. В России тоже крутые зрители и слушатели, но у вас я наблюдал немного другой формат вечеринок — это VIP-клубы с более богатой аудиторией.



Как выживают зарубежные фестивали

О том, как и почему иностранные фестивали собирают пожертвования, SRSLY рассказал Роман Хасаньянов, менеджер диджея ARTY. Много лет назад музыкант Артем Столяров уехал в Америку и с тех пор живет и работает там под псевдонимом ARTY.

Роман Хасаньянов //Фото: личный архив
Роман Хасаньянов //Фото: личный архив

Понятно, что фестивали сейчас переживают не лучшие времена. Большинство мероприятий (подготовка к которым начинается почти за год) отменились, но некоторые из них уже адаптировались под новые условия, чтобы не терять аудиторию. Например, в этом году ARTY должен был выступать на нескольких крупных мероприятиях. Когда все произошло, они пригласили его сделать это онлайн, как и других диджеев. Принцип следующий: каждый участник записывает свое выступление где хочет: дома, в гараже, в поле — на что фантазии и возможностей хватит. А затем участники отправляют видео организаторам фестиваля, которые, в свою очередь, предлагают зрителям внести пожертвование — то есть какую-то сумму (пусть даже один доллар), которую они готовы заплатить за вход на онлайн-событие. Они могут этого и не делать, но, как правило, публика — благодарная. Знаю, что один из зарубежных фестивалей собрал таким образом в три раза больше денег, чем рассчитывал, а это значит, что распускать команду пока не придется. Еще один плюс: онлайн-формат позволяет собрать аудиторию в несколько раз больше, чем на оффлайн-площадке. В России, кстати, тоже уже есть подобная практика. Например, VK Fest проведет неделю бесплатных трансляций с участием артистов — с 15 по 21 мая.

Фото: Unsplash