Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер (1834 – 1903) родился в Америке, в городе Лоуэлл штата Массачусетс, но со свойственной ему эксцентричностью заявлял: «Я должен был родиться когда и где захочу, и я бы не выбрал Лоуэлл». Гораздо ближе ему был Санкт-Петербург, который он и называл местом своего рождения.
Со столицей Российской империи Уистлер действительно был крепко связан – император Николай I предложил его отцу должность инженера Николаевской железной дороги. В Петербурге будущий художник со своей семьей прожил несколько лет, начал здесь учиться живописи, а позднее даже поступил в Императорскую Академию художеств.
К сожалению, русским художником американского происхождения он не стал – после смерти отца от холеры пришлось вернуться в родной город матери Помфлет. Кажется, и этот город он тоже не жаловал. Да и вообще жизнь на одном месте была не для него. Россия, Америка, Англия, Франция – все эти страны могут «претендовать» на Уистлера. А сам не относил себя ни к одной стране. И ни к одному художественному стилю – он был и реалистом, и символистом, и импрессионистом. Иногда даже почти абстракционистом. Правда, его очень смелую для второй половины XIX века картину «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета» (художник любил давать своим работам красивые музыкальные названия) страшно разнес известный критик Джон Рескин. Уистлер в долгу не остался и затеял судиться с ним, отстаивая право на свое видение. Процесс он в итоге выиграл, но судебные издержки его почти разорили.
Впрочем, после сомнительной победы Уистлер спокойнее не стал. Даже издал книгу с говорящим названием «Изящное искусство создавать себе врагов». Общество он эпатировал не просто своим дерзким поведением, но уже одним внешним видом. Уистлер был настоящим хипстером своего времени – ходил с лимонным зонтом вместо трости, носил пурпурные носки и пользовался розовым платком.
Дикая гамма. А вот цветовые сочетания на его картинах гораздо тоньше и гармоничнее.
Посмотрите сами.