Применение нового поколения космических кораблей, способных «выносить» на орбиту одновременно несколько человек, стало причиной создания поискового вездехода с совершенно другими характеристиками. О модернизированном вездеходе для поиска космонавтов написано ниже.
Какие требования предъявлялись к ПЭУ-1М?
С появлением кораблей «Союз» и станции «Салют» в космос отправлялся экипаж из нескольких человек на продолжительное время. Длительное пребывание в космосе снижало способности человека по передвижению в условиях Земли. Космонавтам требовалась помощь врачей при приземлении, а спускаемый аппарат нужно было кому-то эвакуировать.
Возможности ПЭУ-1 по спасению нескольких космонавтов были ограничены. В нём нельзя было разместить врачей, технических специалистов по эвакуации спускаемой капсулы и космонавтов, которые должны были находиться в лежачем положении и иметь возможность получить медицинскую помощь в первые минуты приземления. Порой даже из капсулы космонавты не могли выбраться самостоятельно.
Амфибии требовался салон больших размеров, обеспечивающий возможность выполнения нового комплекса спасательных мероприятий. Ведение нового проекта было поручено Г.И. Хованскому. Установку модернизировали. Вместо грузового кузова, «поставили» тёплую кабину больших размеров, в которой разместили всё необходимое оборудование и посадочные места для восьми человек.
Ходовой образец появился в 72-м году. С 74-го года ПЭУ-1М стал второй спасательной машиной космонавтов, а ПЭУ-1 осталась грузовиком. Они работали в паре, что снижало время и повышало качество спасательной операции.
Особенности конструкции ПЭУ-1М.
- Комфортабельную кабину изготовили из армированных пластиковых панелей, пространство между которыми было заполнено пенопластом. Кабину внутри отделали кожей, на пол постелили ковёр. Таким образом, достигли непревзойдённой звуко- и теплоизоляции.
- Микроклимат обеспечивался мощными установками вентиляции, подогрева и фильтрации воздуха. Автономный подогреватель снабжался собственным пластиковым бензобаком на 110 литров. Он мог подключаться к системе питания двигателя машины, увеличивая, при необходимости, её запас хода.
- Расположенные в кабине сидения, носилки, шкафы, столики и выдвижные ящики для мелочей разного характера обеспечили комфортное размещение и транспортировку космонавтов, медицинского, а так же технического персонала. При этом все реабилитационные мероприятия можно было проводить «на ходу».
- Дверь расположили сзади. Люк-лаз — впереди. На бортах — по четыре окна без форточек.
- Металлические детали из конструкции кабины были практически исключены. Они использовались для армирования, поручней и крепежа.
- Учитывая повышенную горючесть используемых материалов, машину снабдили надёжной системой пожаротушения с автоматическим срабатыванием.
- Клиренс вездехода составил 0,56 м, что было достигнуто применением колёс большого диаметра и удачными компоновочными решениями.
- Для нового вездехода в содружестве с днепропетровскими шинниками были создана модель ИД-15. Она имела наружный диаметр 1,515 м и ширину — 0,4 м. Восьмислойная покрышка с камерой надёжно работала с давлением от 0,25 до 2,5 атмосферы. Шины новой конструкции позволили улучшить плавность хода и проходимость машины. При этом она имела отличные характеристики самоочищения.
- Шину монтировали на несимметричный разъёмный обод из пластика, крепление которого к ступицам осуществлялось посредством стальных дисков, скрепляемых болтами и гайками. В объёме широкой части обода располагался колёсный редуктор.
- Возможности системы подкачки были такими, что позволяли продолжать движение при повреждённой шине.
- Регулировка давления в штатном режиме производилась с рабочего места водителя. При аварийных ситуациях дополнительные бортовые краны обеспечивали возможность регулировки давления в колёсах каждого борта машины. Колёсные краны позволяли отключить от подкачки отдельное колесо.
- Для сокращения времени сброса давления в шинах без остановки, при возникновении участков с тяжёлыми дорожными условиями, в системе подкачки были применены специальные клапаны, обеспечивающие сброс давления на две атмосферы за одну минуту. Такой показатель быль в 5 раз лучше, чем у всех советских полноприводных грузовиков.
- На воде амфибия двигалась за счёт водомёта. Если он не работал, тогда применялось вращение колёс, что позволяло иметь задний ход.
- Амфибию комплектовали надувной лодкой и костюмом МСК-3, применяемым моряками.
Таким образом, у космических спасателей появилось две машины, которых не было в мире. Они получили специализацию: она для людей, другая для «железа». Вместе амфибии выполняли поставленные задачи быстрее и качественнее. Но работа продолжалась… В следующих публикациях о ней будет рассказано подробнее.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста».