Найти тему
Дневник оптимиста

Модернизированная поисково-экспедиционная установка Грачёва.

Амфибия ПЭУ-1М, Адрес иллюстрации: https://aftershock.news/?q=node/429723&full
Амфибия ПЭУ-1М, Адрес иллюстрации: https://aftershock.news/?q=node/429723&full
-2

Применение нового поколения космических кораблей, способных «выносить» на орбиту одновременно несколько человек, стало причиной создания поискового вездехода с совершенно другими характеристиками. О модернизированном вездеходе для поиска космонавтов написано ниже.

Какие требования предъявлялись к ПЭУ-1М?

С появлением кораблей «Союз» и станции «Салют» в космос отправлялся экипаж из нескольких человек на продолжительное время. Длительное пребывание в космосе снижало способности человека по передвижению в условиях Земли. Космонавтам требовалась помощь врачей при приземлении, а спускаемый аппарат нужно было кому-то эвакуировать.

Возможности ПЭУ-1 по спасению нескольких космонавтов были ограничены. В нём нельзя было разместить врачей, технических специалистов по эвакуации спускаемой капсулы и космонавтов, которые должны были находиться в лежачем положении и иметь возможность получить медицинскую помощь в первые минуты приземления. Порой даже из капсулы космонавты не могли выбраться самостоятельно.

Амфибия ПЭУ-1М имела большую кабину для размещения спасателей и космонавтов с дверью сзади, Адрес иллюстрации: https://trucksplanet.com/photo/zil/peu-1/peu-1_22909.jpg
Амфибия ПЭУ-1М имела большую кабину для размещения спасателей и космонавтов с дверью сзади, Адрес иллюстрации: https://trucksplanet.com/photo/zil/peu-1/peu-1_22909.jpg

Амфибии требовался салон больших размеров, обеспечивающий возможность выполнения нового комплекса спасательных мероприятий. Ведение нового проекта было поручено Г.И. Хованскому. Установку модернизировали. Вместо грузового кузова, «поставили» тёплую кабину больших размеров, в которой разместили всё необходимое оборудование и посадочные места для восьми человек.

Ходовой образец появился в 72-м году. С 74-го года ПЭУ-1М стал второй спасательной машиной космонавтов, а ПЭУ-1 осталась грузовиком. Они работали в паре, что снижало время и повышало качество спасательной операции.

Особенности конструкции ПЭУ-1М.

  • Комфортабельную кабину изготовили из армированных пластиковых панелей, пространство между которыми было заполнено пенопластом. Кабину внутри отделали кожей, на пол постелили ковёр. Таким образом, достигли непревзойдённой звуко- и теплоизоляции.
  • Микроклимат обеспечивался мощными установками вентиляции, подогрева и фильтрации воздуха. Автономный подогреватель снабжался собственным пластиковым бензобаком на 110 литров. Он мог подключаться к системе питания двигателя машины, увеличивая, при необходимости, её запас хода.
Принципиальная схема трансмиссии ПЭУ-1М. Адрес иллюстрации: https://coollib.net/i/57/161757/pic_37.jpg
Принципиальная схема трансмиссии ПЭУ-1М. Адрес иллюстрации: https://coollib.net/i/57/161757/pic_37.jpg
  • Расположенные в кабине сидения, носилки, шкафы, столики и выдвижные ящики для мелочей разного характера обеспечили комфортное размещение и транспортировку космонавтов, медицинского, а так же технического персонала. При этом все реабилитационные мероприятия можно было проводить «на ходу».
  • Дверь расположили сзади. Люк-лаз — впереди. На бортах — по четыре окна без форточек.
  • Металлические детали из конструкции кабины были практически исключены. Они использовались для армирования, поручней и крепежа.
Разрез колеса амфибии, 1- шина, 2 - обод, 3- диск, 4- воздушный вентиль. Адрес иллюстрации: https://coollib.net/i/57/161757/pic_37.jpg
Разрез колеса амфибии, 1- шина, 2 - обод, 3- диск, 4- воздушный вентиль. Адрес иллюстрации: https://coollib.net/i/57/161757/pic_37.jpg
  • Учитывая повышенную горючесть используемых материалов, машину снабдили надёжной системой пожаротушения с автоматическим срабатыванием.
  • Клиренс вездехода составил 0,56 м, что было достигнуто применением колёс большого диаметра и удачными компоновочными решениями.
  • Для нового вездехода в содружестве с днепропетровскими шинниками были создана модель ИД-15. Она имела наружный диаметр 1,515 м и ширину — 0,4 м. Восьмислойная покрышка с камерой надёжно работала с давлением от 0,25 до 2,5 атмосферы. Шины новой конструкции позволили улучшить плавность хода и проходимость машины. При этом она имела отличные характеристики самоочищения.
Разрез колёсного редуктора средней оси амфибии. Адрес иллюстрации: https://coollib.net/i/57/161757/pic_37.jpg
Разрез колёсного редуктора средней оси амфибии. Адрес иллюстрации: https://coollib.net/i/57/161757/pic_37.jpg
  • Шину монтировали на несимметричный разъёмный обод из пластика, крепление которого к ступицам осуществлялось посредством стальных дисков, скрепляемых болтами и гайками. В объёме широкой части обода располагался колёсный редуктор.
  • Возможности системы подкачки были такими, что позволяли продолжать движение при повреждённой шине.
  • Регулировка давления в штатном режиме производилась с рабочего места водителя. При аварийных ситуациях дополнительные бортовые краны обеспечивали возможность регулировки давления в колёсах каждого борта машины. Колёсные краны позволяли отключить от подкачки отдельное колесо.
Схема регулирования давления в шинах амфибии. поз.1 - кран управления, поз. 2 - бортовой (шинный) кран, поз. 3 - кран колёсный, поз. 4 - манометр, поз. 5 - клапан сброса (управления) давления. Адрес иллюстрации: https://coollib.net/i/57/161757/pic_37.jpg
Схема регулирования давления в шинах амфибии. поз.1 - кран управления, поз. 2 - бортовой (шинный) кран, поз. 3 - кран колёсный, поз. 4 - манометр, поз. 5 - клапан сброса (управления) давления. Адрес иллюстрации: https://coollib.net/i/57/161757/pic_37.jpg
  • Для сокращения времени сброса давления в шинах без остановки, при возникновении участков с тяжёлыми дорожными условиями, в системе подкачки были применены специальные клапаны, обеспечивающие сброс давления на две атмосферы за одну минуту. Такой показатель быль в 5 раз лучше, чем у всех советских полноприводных грузовиков.
  • На воде амфибия двигалась за счёт водомёта. Если он не работал, тогда применялось вращение колёс, что позволяло иметь задний ход.
  • Амфибию комплектовали надувной лодкой и костюмом МСК-3, применяемым моряками.

Таким образом, у космических спасателей появилось две машины, которых не было в мире. Они получили специализацию: она для людей, другая для «железа». Вместе амфибии выполняли поставленные задачи быстрее и качественнее. Но работа продолжалась… В следующих публикациях о ней будет рассказано подробнее.

-8

Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста».

-9

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц