Среди экономистов есть понятие голландская болезнь экономики. Это падение эффективности экономики страны по причине роста экспорта сырья. Впервые такое явление описали в Голландии в 50-е годы 20-го века, потом ситуация многократно повторялась в разных странах и континентах.
В конце пятидесятых годов в одной из провинций Голландии а также на шельфе нашли и стали разрабатывать крупные месторождения природного газа. Этого ископаемого было много,была рентабельна и вскоре Голландия стала экспортировать сырье в больших объемах.
Примерно за десять лет страна резко увеличила валютные поступления от экспорта. Курс национальной валюты-гульдена вырос. Также увеличились доходы населения. Это привело к повышению спроса на товары и услуги и к увеличению импорта.
Привозные товары стали доступнее по цене, чем голландские. Поэтому промышленность страны начала проваливаться, в то время как добыча и экспорт природного газа только росли бурными темпами.
Сырьевой сектор за счет более высокой зарплаты перетянул на себя рабочую силу. Инвесторы предпочитали также вкладываться в добычу газа. Промышленность Голландии стала приходить в упадок, но развивалась сфера услуг, обслуживавшая сотрудников высокодоходной сырьевой отрасли.
Сырье управляет странами
Легко попадают в сырьевую зависимость слаборазвитые страны. Хорошо видно, как болеют голландской болезнью экономики богатых нефтегазовыми ресурсами стран, таких как Венесуэла и Нигерия. Вместе с ценами на нефть эти государства то раздуваются от притока валюты, то скатываются до голода и тотального дефицита.
Сильно зависит от экспорта углеводородного сырья Туркменистан.По запасам природного газа страна на четвертом месте в мире, при этом доходит до выдачи продовольственных карточек населению.
Болеет ли голландской болезнью экономика России? Может быть, не в острой форме, но некоторые признаки налицо. Основа нашего экспорта- нефть, газ, другие полезные ископаемые. А взять зарплаты: те сотни тысяч рублей, которые платят газовикам, нефтяникам, специалистам горнорудной промышленности, остальному населению и не снились.
Колебания цен на нефть нам также известны и часто больно бьют по уровню жизни. Наш фонд национального благосостояния-это тоже один из инструментов по борьбе с голландской болезнью. Туда поступают нефтегазовые доходы, чтобы эти деньги не разгоняли инфляцию.
Ну и обрабатывающая промышленность у нас совсем не радует перспективами, особенно по части экспорта товаров за границу.