Найти тему
Сорочьи песни

Спасение в творчестве

Как развить в себе креативность

Похоже, у людей не остается выбора. Жизнь на всех парусах летит в шестой технологический уклад, где человеку суждено стать биомассой, живущей на безусловный доход или…

Или стать лучше, чем искусственный интеллект. Но что может противопоставить мощному машинному коду жалкий, мягкий, подверженный порокам человечек? Мы слабее, ленивее, чем машина. У нас меньше логики, больше эмоций. Порой мы совершаем странные поступки. И всё же мы лучше! Наша сильная сторона в нашей парадоксальности. Там, где машинный код из двух парадигм выберет наиболее рациональную и приемлемую в данной ситуации (и в этом он предсказуем, а, следовательно, уязвим), человеческий мозг соединит взаимоисключающие элементы и получит нечто третье, ранее небывалое и неведомое.

Этот процесс высшей нервной деятельности называется творчество (или креативность, кому как нравится). Думать нестандартно, парадоксально, принимать неожиданные решения, развивать в себе креативность – пожалуй, единственный оставшийся выбор в сложившейся ситуации. Сложный, мучительный, но всё же выбор.

Креативность vs талант

«О боги! – воскликнет читатель, – какое творчество?! Какая креативность?! Этим могут заниматься только талантливые, одаренные люди». И да, и нет. Любой навык можно развить. Пусть не до уровня мастеров, но в значительной степени. Вы ведь когда-то не умели ни читать, ни писать. А сейчас читаете эти строки, а некоторые даже сами графоманствовали. Значит, научились.

Так же и с креативностью, которая, как и чтение, и письмо, является лишь одной из когнитивных способностей – высших функций человеческого мозга, позволяющих воспринимать, накапливать, отбирать, усваивать, анализировать и перерабатывать информацию. Из полученного коктейля мы и создаем (читай: творим) что-то новое. Знаете вы об этом или нет, но творческим процессом вы занимаетесь ежедневно и ежечасно. И когда завариваете чай. И когда выбираете к нему пирожное. И даже когда разбили чашку и думаете, чем удобнее замести осколки под диван.

Разумеется, любая деятельность у всех получается по-разному. У одних лучше, у других хуже. Предрасположенность и способности никто не отменял. Не каждому дано поступить и окончить физмат МГУ. Но когда вы увидите, как экскаваторщик на конкурсе рабочих профессий огромным ковшом мастерски кладет в фарфоровую чашку (опять про чашку? Ну-ка, марш к Фрейду!) серебряную ложечку, а потом еще и кусочек сахара, попробуйте возразить, что это не творческий подход к своему делу.

Творчество без шедевра

Разумеется, не каждую деятельность можно считать новаторской и созидательной. Перформанс с экскаватором – фи-и-и… – не комильфо! Человечество всякого повидало на своем веку, нечего тут размахивать отрезанным ухом Ван-Гога! В веках остаются только настоящие шедевры. Ну, или те, что принято считать таковым (ну да, про «Черный квадрат», про что же еще). Однако, обычная бытовая или профессиональная креативность существенно облегчает жизнь сегодня и как уже было сказано в начале статьи, может спасти нас завтра от нашествия терминаторов. Поэтому, чтобы пользоваться своим преимуществом, надо им, как минимум владеть. Каждый день тренироваться. Как у спортсменов: только ежедневный изнурительный труд способен привести к высокому результату. Ну ладно, не только труд. Еще чуть-чуть таланта и удачи (смайлик).

Допустим, у спортсменов тренажеры. А как тренировать мозг? Для начала – читать. Книги по креативности стоят на полке рядом с эпохальными трудами философов, психологов и психиатров, разбирающих такое явление, как дипластия. Приставка «ди» – подсказывает нам о том, что речь пойдет о каком-то двойственном явлении, plastia (лат.) – формирование, образование. То есть, применительно к человеческой психике, феномен слияния двух взаимоисключающих элементов. С точки зрения физиологии – процессов возбуждения и торможения. Со стороны когнитивной деятельности анализируются два противоположных информационных сигнала. Мозг путем попарного сравнения образов лихорадочно ищет как сшить два разнонаправленных импульса и если находит, то обладатель мозга на языке рекламщиков «ловит инсайт» (ну или невроз, как повезет). Собственно, инсайт – один из видов невроза, как представляется. Попробуйте среди гениев найти хоть одного нормального уравновешенного человека!

С этого места можно было бы начать рассказ о теории ТРИЗ Альтшуллера или развить тему инсайта в гештальтпсихологии, из которой выросла вся реклама, но считайте это домашним чтением, предлагаем перейти к практике.

Упражнения на закрепление

Среди изобретателей примеров озарений ничуть не меньше, чем среди художественной интеллигенции. Про Менделеева и Эдиссона вы все знаете и без нас. А вот насчет Чарльза Гудиера (шины Goodyear) поговаривают, что для получения необходимых свойств резины он смешивал каучук поочерёдно то с солью, то с маслом, то с песком. Что это, как не попарное соединение вещей с противоположными свойствами?

Предлагаем вам последовать примеру Гудиера. И поскольку резина для шин уже придумана, возьмите два других предмета, совершенно несвязанных на первый взгляд. Например, огурец и гаечный ключ. Найдите что их объединяет. Навскидку.

  1. Огурец или гаечный ключ носили советские участковые милиционеры в кобуре. Настоящее оружие им выдавали только в крайних случаях.
  2. Гаечным ключом можно починить систему капельного полива теплицы с огурцами.
  3. И в том, и в другом содержится железо. А вы не знали? В огурцах всего 1 мг на кило веса, но все же.
  4. Сантехник без огурца (в качестве закуски), как без гаечного ключа. Бонус от автора статьи дизайнеру рекламы: сантехник в кавказском армяке, слева вместо газырей зеленцы, справа железная раскладка.
  5. Большим гаечным ключом можно придавить крышку бочки для засолки огурцов. И т. д.

При творческом подходе к делу может получиться душещипательная история про кобуру, которая любила сначала огурца, но злой хозяин в тридцатые годы подверг его репрессии и съел. А взамен предложил кобуре гаечный ключ, хотя мог бы Макарова или Стечкина. И она, бедняжка, вынуждена тащить свою тяжелую долю.

Потренировались на предметах материального мира? Копнём глубже. Соедините что-то из мира вещей с человеческими ценностями.

  1. Конфету с отдыхом.
  2. Мыло с любовью.
  3. Стиральный порошок с заботой о детях.

Ладно, ладно, за вас это уже сделали Kit-kat, Dove и Procter & Gamble. Подыщите другие варианты.

Вместо послесловия

Разумеется, игра в соединялки невозможна без мало-мальской начитанности. Поэтому, читайте! Читайте всё, везде, обо всём. Эрудиция нужна творцу как воздух, как пища, как вода и… косячок кофе. Зачастую из соединения разрозненных знаний может родиться оригинальная идея. На худой конец можно избежать повторов, когда ваш креатив, оказывается, уже кем-то придуман.

Кстати, умелое и уместное творческое заимствование называется реминисценция, воспринимается как цитата и вызывает уважение.

Не бойтесь фантазировать. Соединять несоединимое – увлекательная задача. Попробуйте сами, хотя бы по пути на работу в электричке. Главное в этот момент – не сдерживать себя, какой бы абсурдной вам ни показалась пришедшая мысль. Может, на этот раз вы и не найдете решение проблемы, но настроение себе точно повысите и мозг потренируете.

Удачи!