Вчера дзен заблокировал мою предыдущую статью по книге Песни Песней (Самая чувственная глава Библии), по седьмой главе. Но я, пожалуй, поспешил с названием: 8-ая, последняя глава уже даже не дышит, а пышит чувством, страстью. В надежде, что разблокируют предыдущую и не заблокируют нынешнюю, продолжаю и заканчиваю этот цикл о Песни Песней восьмой главой, подводящей итоги главой. Прочтем эту высочайшую вдохновенную любовную пророческую поэзию. Я кратенько коснусь каждого из этих удивительных, загадочных, полных явного и тайного смысла стихов:
1 О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы.
Как и во все времена, возлюбленным трудно было укрыться от осуждающих взоров. А вообще, настоящая любовь простирается дальше любви чувственной, и любви братской, хотя и включает их. В Библии даны три основные слова, переведенные как "любовь": эрос - любовь чувственная, филео - любовь братская, родственная, и агапе - любовь высшей пробы, любовь к Богу и ближнему. Это - своего рода Троица божественной любви, неразлучная и нераздельная. Одного только вида любви нам не хватит. Бог есть Любовь, как сказано, и эта тройственная любовь - отражение глубин таинства Божественной Троицы.
2 Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблок моих.
Вот, здесь, к примеру, сплетаются вместе любовь к родителям (Пятая Заповедь) с любовью к возлюбленному.
3 Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня.
Вот, мечта каждой женщины - одновременно нежность и сила со стороны возлюбленного. Эти качества, надо сказать, редки, им стоит поучиться, в том числе у Соломона.
4 Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.
Мы говорили уже о том, что Песня Песней - это еще и сон Суламиты и Соломона. Сон, от которого не хочется просыпаться. Сон, который и учит, и радует, и формирует. Но наступает время, когда сон кончается и начинается реальная жизнь.
5 — Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?— Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя.
И опять - тема сна, и тема любви к любимому, и к родителям, и романтика любовных отношений. Как важно для человека иметь возлюбленного, возлюбленную - на которых можно опираться в пути. С ними - и пустыня жизни покажется возлюбленным цветущим садом. Вот какое дивное утешение друг в друге дал нам Господь в странствиях жизни нашей!
6 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный.
С недавнего времени я ношу перстень - в память о любви к моему убиенному сыну, которая крепка как смерть. И люта она, ох как люта! И никогда не перестает. Вот еще одно "доказательство" (если кому-то нужно) истинности слов Христа: "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых".
7 Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.
Здесь кончаются манипуляции врага рода человеческого - его подкупы, его угрозы, обманы и уговоры. Любовь к Богу и к людям позволила Иисусу Христу отвергнуть с презрением предложение сатаны в пустыне господствовать над миром. Любви более всего боится враг - поэтому хочет отнять ее у нас. А мы не отдадим!
8 — Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее?
Да, Суламита - она еще только девочка. Но, вот, прошли тысячи лет, она состарилась и умерла, как и ее Соломон, а песнь любви звучит. И касается нас. Потому что любовь - это и есть жизнь. Бог не есть Бог мертвых...
9 Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками.
Я много пишу о Стене (Краеугольном камне) и о Двери. Иисус Христос называл Себя - краеугольным камнем и дверью. Мы когда-то поймем, что все наши прекрасные маленькие любовьки к тому и сему - истекают из этой неосознанной еще любви к "Лучшему из десятков тысяч" как называет его Суламита. Да-да, в своем мужчине она видит отблеск Сына Человеческого - и любит не только Соломона, но и Иисуса. Эта живая любовь к Живому Богу - оживляет наше видение мира, так что и стена, и дверь становятся особенными, красивыми, желанными. Только у любящих Бога по-настоящему открываются глаза на этот мир. И тогда, к примеру (и только тогда) он начинает замечать хотя бы буквально самые большие вещи в мире - такие как Стена.
10 — Я стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты.
Мы можем (еще бы!) чувствовать себя маленькими, не "достигшими полноты" людьми, не достойными любви Божией. Но "в глазах Его" - мы возлюбленные, как была бесконечно притягательна для Соломона его маленькая Суламита.
11 — Виноградник был у Соломона в Ваал‐Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребреников.
Иисус Христос рассказал религиозным притворщикам-фарисеям притчу о Царстве и о работниках в винограднике, которая начинается словами: "Один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время" Луки 20:9.
Притча Иисуса Христа о работниках в винограднике, как и реальная жизнь - это грустная история обмана, лицемерия и насилия. Те работники, о которых говорил Иисус Христос, захватили виноградник (Церковь) и даже убивали пророков и даже Сына. Но Иисус сказал, что Бог отдаст Свой виноградник (Церковь, Божиих людей) - другим виноградарям: "Что же сделает с ними господин виноградника? 16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим" Луки 20:15-16.
12 А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести — стерегущим плоды его.
Вовсе не обязательно быть мерзким виноградарем-убийцей. Можно - и нужно - быть как Суламита. Она, как женщина, являет собой образ чистой Церкви. Есть у Соломона другие жены, и наложницы. Но она и не возражает. Она стережет свой виноградник, и отдает из него все своему Возлюбленному. Она отдает Ему больше, чем берет себе. Вот - отношения любви. Отдавать другому больше чем себе. Ведь тогда и твой Возлюбленный отдаст тебе больше. А это - куда больше того, что есть у тебя.
13 — Жительница садов! товарищи внимают голосу твоему, дай и мне послушать его.
Бог слышит наш голос, не только "товарищи". Если у нас есть отношения с Ним - Он внимает нашему голосу.
14 — Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических!
Бог свободен, Его в клетку не посадишь, Он - то близко, то далеко. Но чем дальше, как кажется, Он - тем больше Он о нас думает и скучает. Да, Суламита хочет ввести его в свой дом, в дом родительницы своей. Но Он - свободен. Он и в дом входит, и на горах, высоко - но Он ведь и нас в горы ведет, на высокие места. Суламита - она идет за своим возлюбленным, даже в горы, даже в пустыню.
Выводы
Я здесь не ставил своей целью выдать какой-то комментарий на Песню Песней, который исчерпывает все ее глубокое значение. Я поделился лишь своими размышлениями над этой книгой - в надежде не столько на то, что вы усвоите эти размышления, но, самое главное, научитесь размышлять, полюбите размышлять над Словом Божием самостоятельно. Хорошо, что вы меня любите - как и я вас - как человека и учителя. Но ведь эта и всякая другая любовь, уважение - теплятся в нас благодаря любви к Богу, осознанной или нет.
Моя цель, чтобы эта великая "тройчатка любви" - к миру, к человеку и к Богу - взяла в нас верх, открыла нам глаза, сделала нас просветленными и счастливыми. Берите в руки Слово Божие, берите Евангелие - и читайте, размышляйте.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :
" Открытая Семинария ",
Заходите на мой сайт " Духовный миллионщик ". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ».
А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.