Автор
О причинах казанской трагедии, о мерах, которые предлагается принять для предотвращения ее повторений (ужесточение контроля за оборотом оружия в стране; контроль интернета, в котором многие видят опасную зону, где распространяются призывы и похвальбы террористов; запрет на упоминание имен террористов в СМИ, поскольку многие террористы охочи до геростратовой славы; усиление охраны учебных заведений), пишет Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Подобные меры — это мобилизационные меры в кризисной ситуации, в стиле «клюнул жареный петух». Как временная анестезия. Но она не может продолжаться долго. Не существует ни одного эффективного варианта действий в стиле «к завтрему вышить».
Базовой причиной происходящего, как показывают данные социологических и психологических исследований, является то, что в нашей стране разрешение любых ситуаций через конфликт стало нормой обыденного сознания. Нет мирного урегулирования, медиации сложных ситуаций.
Для подростков 14–18 лет предпочтение конфликтного разрешения ситуации становится ярко выраженной тенденцией. Мы давно привыкли к буллингу в школе и не занимаемся ключевыми причинами роста агрессивного поведения подростков и молодежи.
Пока в культуре конфликт правит бал, мы будем иметь рост агрессии, ксенофобии, фундаментализма и фанатизма. А самой уязвимой мишенью является именно молодежное и подростковое поведение. Они наиболее восприимчивы к этой норме, без избыточной рефлексии, в ситуации, когда им кажется, что весь мир против них. Это четкое поведение подростка, которому была нанесена мощнейшая психологическая травма.
Посмотрите на все, что происходит в политике. На любой чих: «Мы самые сильные, самые гордые!», бьем себя в грудь и готовы наброситься на обидчика. Транслируя «а-ля Соловьевых» через экран, мы формируем в бытовом поведении поиск врага как ключевую стратегию развития личности. И после этого вы хотите, чтобы эта стратегия, как ружье, висящее на стене, не выстрелила!
***
Сегодня ситуация развития личности — это ситуация массовой коммуникации.
Ничто так сегодня не влияет на развитие личности, как социальные и коммуникативные сети. Именно здесь необходима четкая, подчеркиваю, не карательная, а гуманитарная экспертиза.
Это я вижу первым и самым важным шагом. Нужна экспертиза на толерантность любых выступлений в публичном пространстве. Различного рода лидеры мнений день за днем сеют ненависть и тем самым, как по «Злоумышленнику» Чехова, сами того не осознавая, готовят новых «казанских стрелков». Речь идет в том числе об экспертизе выступлений депутатов, выступлений, как я их называю, «соловьев-разбойников» — телеведущих, нагнетающих атмосферу ненависти. Российское телевидение, к сожалению, очень многое делает для раскачки ненависти, а ненавидеть начинают чаще всего тех, кто слабее,— совсем необязательно только тех, против кого направлена риторика.
Асмолов Александр Григорьевич
доктор психологических наук, профессор. Академик РАО. Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС. Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Москва
Материалы по теме
Канарейка в угольной шахте. Почему США переживают эпидемию массовых убийств
13.05.2021
Нужно вернуть задачу воспитания в школу...
13.05.2021
Е.Г. Дозорцева: «Донести до людей правдивую информацию СМИ все равно должны...»
12.05.2021
Л. Армер: «Предотвратить такие случаи совсем все равно не получится...»
12.05.2021
Видеть направление роста: Валерий Мельников о диагностике развития группы
05.08.2020
Сергей Ениколопов о том, как жестокие фильмы учат агрессии
23.04.2020
В Саратове психологи будут работать со школьниками после пресечённого теракта
26.02.2020
Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков
09.01.2020
О причинах детских и подростковых правонарушений
17.12.2019
Академик А. Реан о проблеме насилия в школе
09.04.2019
Психоаналитическая концепция агрессивности
02.04.2019
Асоциальное поведение несовершеннолетних. Итоги конференции
07.12.2018