Привет всем коллекционерам моделистам и любителям БТ, танкистам, а так же им сочувствующие. И с вами вновь ПРОХОЖИЙ.
И сегодня посмотрим, что можно сотворить, имея шасси танка и кучу всяких орудий. И так, поехали.
Захватив Чехословакию в 1938 году в результате Мюнхенского сговора, Вермахт к своему не веселому удивлению обнаружил, что те машины, которые планировалось передать на вооружение чешской армии (LT-35, LT-38), значительно превосходят его Т-I, и Т-II.
Вес: 10,5 тонн. Экипаж: 4 человека.
Скорость: 35 км/ч. Вооружение: 37-мм орудие и 2 пулемета.
Броня: 16-25 мм. Мощность двигателя: “Прага АЕ”, 160 л.с.
Вес: 9,8 тонн. Экипаж: 4 человека.
Скорость: 42 км/ч. Вооружение: 37-мм орудие и 2 пулемета.
Броня: 12-25 мм. Мощность двигателя: “Прага АЕ”, 160 л.с.
Поэтому эти машины были сразу же были зачислены как Pz.Kpfw 35 (t) и Pz.Kpfw 38 (t) в состав танковых частей.
Особенно немцам приглянулась простая и надежная ходовая часть Pz.Kpfw 38 (t).
Ходовая подвеска Pz.Kpfw 38 (t) состояла из четырех опорных катков большого диаметра. И двух поддерживающих катков с каждого борта. Все катки имели резиновые бандажи. Амортизация катков осуществлялась на листовых горизонтальных рессорах, имевших механические амортизаторы. Элементы подвески не занимали внутренний объем корпуса. Это улучшало ремонтопригодность ходовой части. Кроме того, катки большого диаметра служили защитой элементам подвески. Поскольку все элементы подвески находилась за ними.
Постепенно эти машины, ко второй половине войны устаревали, и их постепенно снимали с вооружения. На замену им Pz.KpfwIII и Pz.Kpfw IV. Кроме того, из за частых бомбардировок союзниками заводов Германии, стал резко падать выпуск САУ. Цеха же бывшего завода “Прага” ( был переименован немцами в ВММ), бомбежкам не подвергался, что давало возможность не только выпускать САУ “Хетцер”, но и увеличивать их выпуск. Кроме того, так же были снятые с вооружения шасси танка. Что бы не терять их попросту, было принято решение, о выпуске на базе Pz.Kpfw38 (t) машин разного назначения. Тем более, что они относительно других машин были сравнительно не дороги. Правда, мощности двигателя уже не хватало, но в конце 1944 года на фирме “ТАТРА” создали новый многотопливный дизель воздушного охлаждения. Мощность его составляла 250 л.с..
В результате создания нового двигателя в начале 1945 года, дало возможность создать улучшенный вариант САУ “Хетцер”. С 75-мм орудием, и длинной ствола 70 калибров. Броня которого, составила 80 миллиметров в лобовой части. Машина была спроектирована специалистами 3-х фирм. Фирмы “Алкетт”, ”Татра”, и ”ВММ”.
С июля 1945 года заказы планировали распределить по фирмам “Алкетт”, “Крупп”,” Миаг”, и “Нибелунген” в количестве 1250 машин в месяц. Со второго полугодия 1945-го предполагались к выпуску, следующие типы машин.
105 –мм штурмовую гаубицу (Great 547), разведывательный танк Pz.Kpfw 38 (t) с четырьмя вариантами орудий, ремонтно-эвакуационный танк “Berger panzer” 38(D), артиллерийские транспортеры для орудий (88,128,150-мм орудий). 105-мм гаубицы, и 280-мм самоходные штурмовые мортиры (Great 589). Гусеничные БТР на замену БТР Sd.KFZ 251, а так же боевые машины пехоты (3 человека экипаж, и 8 человек десанта).
Вооружение БМП подразумевалось 20-мм орудие в полусферической башне и пулеметы в башне и в корпусе, и зенитный танк “Kugelbitz” с двумя 30-мм орудиями.
Был и совсем необычный вариант “гибрида”. Это попытка скрестить башню танка и Pz.Kpfw IV Ausf J и шасси 38 (D). По замыслу инженеров фирмы “BMM” это дало бы возможность производить легкий, дешевый, и эффективный танк. Планировалось сразу поставить его производство на поток. Танк по весу получался около 20 тонн. Броня 80-мм. Орудие 75-мм KwK 40 с длинной ствола 48 калибров. А также 2 пулемета и 1 зенитный. Двигатель был дизель 250 л.с.
По цене танк был дешевле танка Pz.Kpfw IV Ausf J.
Другой вариант был от фирмы “ Даймлер- Бенц” с облегченной башней “ Shamalturm”, для этого танка была приспособлена башня, которая в оригинале предназначалась для модификации F танка “Пантера”. Но она должна была вооружаться не 88-мм, а 75-мм орудием с длинной ствола 48 калибров, стандартного Pz.Kpfw IV без дульного тормоза.
Но благодаря победе в мае 1945 года все это осталось на бумаге. Ниже посмотрим разные варианты. Часть из них фото моей коллекции.
Единственной страной, где на удивление вплоть до 1970 года машины на базе на шасси 38 (t) сохранились на вооружении, была Швеция.
Дело в том, что еще в 1940 году шведы выкупили лицензию на производство LT-38. И фирмой “Скания-фабис” было произведено в (1941-1943 годах) 220 САУ Sav m/ 43 с 105-мм орудием.
Краткие ТТХ САУ.
Вес: 12,4 тонн. Экипаж: 4 человека.
Скорость: 42 км/ч. Вооружение: 105-мм орудие.
Броня: 10-30 мм. Мощность двигателя: “Прага АЕ”, 160 л.с.
Длинна: 5,05 метра Запас хода: 180 км.
Ну и на последок посмотрим еще одну машину. Правда уже на базе тягача "ОСТ".
К концу войны, катастрофическая нехватка техники в Вермахте вынуждала устанавливать мало мальское годное орудие на любое шасси.
Данная машина разработана в 1943 году на основе тягача "ОСТ". Выпушено было 8 машин. До нашего времени не сохранилось ни одной машины. Только чертежи.
Ну, вот и все, что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Как видим, вариантов была масса. Но до реальности дошли единицы. И вместо разбазаривания остатков ресурсов, можно было остановится на варианте “Хетзера”. Которая, как оказалась, была самая удачная версия. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.