Найти тему
Прохожий

Что могло бы получиться из шасси надежного чешского танка.

Привет всем коллекционерам моделистам и любителям БТ, танкистам, а так же им сочувствующие. И с вами вновь ПРОХОЖИЙ.

И сегодня посмотрим, что можно сотворить, имея шасси танка и кучу всяких орудий. И так, поехали.

Захватив Чехословакию в 1938 году в результате Мюнхенского сговора, Вермахт к своему не веселому удивлению обнаружил, что те машины, которые планировалось передать на вооружение чешской армии (LT-35, LT-38), значительно превосходят его Т-I, и Т-II.

Танк LT-35.
Танк LT-35.
Танк LT-35 (Pz.Kpfw 35 (t)). Из коллекции автора. Модель35-го масштаба.
Танк LT-35 (Pz.Kpfw 35 (t)). Из коллекции автора. Модель35-го масштаба.

Вес: 10,5 тонн. Экипаж: 4 человека.

Скорость: 35 км/ч. Вооружение: 37-мм орудие и 2 пулемета.

Броня: 16-25 мм. Мощность двигателя: “Прага АЕ”, 160 л.с.

 Танк  LT-38.
Танк LT-38.

Вес: 9,8 тонн. Экипаж: 4 человека.

Скорость: 42 км/ч. Вооружение: 37-мм орудие и 2 пулемета.

Броня: 12-25 мм. Мощность двигателя: “Прага АЕ”, 160 л.с.

Pz.Kpfw 38 (t) он же LT 38. Из коллекции автора.
Pz.Kpfw 38 (t) он же LT 38. Из коллекции автора.

Поэтому эти машины были сразу же были зачислены как Pz.Kpfw 35 (t) и Pz.Kpfw 38 (t) в состав танковых частей.

Особенно немцам приглянулась простая и надежная ходовая часть Pz.Kpfw 38 (t).

Ходовая подвеска Pz.Kpfw 38 (t) состояла из четырех опорных катков большого диаметра. И двух поддерживающих катков с каждого борта. Все катки имели резиновые бандажи. Амортизация катков осуществлялась на листовых горизонтальных рессорах, имевших механические амортизаторы. Элементы подвески не занимали внутренний объем корпуса. Это улучшало ремонтопригодность ходовой части. Кроме того, катки большого диаметра служили защитой элементам подвески. Поскольку все элементы подвески находилась за ними.

Постепенно эти машины, ко второй половине войны устаревали, и их постепенно снимали с вооружения. На замену им Pz.KpfwIII и Pz.Kpfw IV. Кроме того, из за частых бомбардировок союзниками заводов Германии, стал резко падать выпуск САУ. Цеха же бывшего завода “Прага” ( был переименован немцами в ВММ), бомбежкам не подвергался, что давало возможность не только выпускать САУ “Хетцер”, но и увеличивать их выпуск. Кроме того, так же были снятые с вооружения шасси танка. Что бы не терять их попросту, было принято решение, о выпуске на базе Pz.Kpfw38 (t) машин разного назначения. Тем более, что они относительно других машин были сравнительно не дороги. Правда, мощности двигателя уже не хватало, но в конце 1944 года на фирме “ТАТРА” создали новый многотопливный дизель воздушного охлаждения. Мощность его составляла 250 л.с..

В результате создания нового двигателя в начале 1945 года, дало возможность создать улучшенный вариант САУ “Хетцер”. С 75-мм орудием, и длинной ствола 70 калибров. Броня которого, составила 80 миллиметров в лобовой части. Машина была спроектирована специалистами 3-х фирм. Фирмы “Алкетт”, ”Татра”, и ”ВММ”.

Опытная САУ “Хетцер” с 75-мм орудием с жестким откатом.
Опытная САУ “Хетцер” с 75-мм орудием с жестким откатом.

С июля 1945 года заказы планировали распределить по фирмам “Алкетт”, “Крупп”,” Миаг”, и “Нибелунген” в количестве 1250 машин в месяц. Со второго полугодия 1945-го предполагались к выпуску, следующие типы машин.

105 –мм штурмовую гаубицу (Great 547), разведывательный танк Pz.Kpfw 38 (t) с четырьмя вариантами орудий, ремонтно-эвакуационный танк “Berger panzer” 38(D), артиллерийские транспортеры для орудий (88,128,150-мм орудий). 105-мм гаубицы, и 280-мм самоходные штурмовые мортиры (Great 589). Гусеничные БТР на замену БТР Sd.KFZ 251, а так же боевые машины пехоты (3 человека экипаж, и 8 человек десанта).

Вооружение БМП подразумевалось 20-мм орудие в полусферической башне и пулеметы в башне и в корпусе, и зенитный танк “Kugelbitz” с двумя 30-мм орудиями.

105 –мм  штурмовую гаубицу (Great 547).
105 –мм штурмовую гаубицу (Great 547).
Разведывательный танк Pz.Kpfw 38 (t) с четырьмя вариантами орудий.
Разведывательный танк Pz.Kpfw 38 (t) с четырьмя вариантами орудий.

Был и совсем необычный вариант “гибрида”. Это попытка скрестить башню танка и Pz.Kpfw IV Ausf J и шасси 38 (D). По замыслу инженеров фирмы “BMM” это дало бы возможность производить легкий, дешевый, и эффективный танк. Планировалось сразу поставить его производство на поток. Танк по весу получался около 20 тонн. Броня 80-мм. Орудие 75-мм KwK 40 с длинной ствола 48 калибров. А также 2 пулемета и 1 зенитный. Двигатель был дизель 250 л.с.

По цене танк был дешевле танка Pz.Kpfw IV Ausf J.

Другой вариант был от фирмы “ Даймлер- Бенц” с облегченной башней “ Shamalturm”, для этого танка была приспособлена башня, которая в оригинале предназначалась для модификации F танка “Пантера”. Но она должна была вооружаться не 88-мм, а 75-мм орудием с длинной ствола 48 калибров, стандартного Pz.Kpfw IV без дульного тормоза.

Но благодаря победе в мае 1945 года все это осталось на бумаге. Ниже посмотрим разные варианты. Часть из них фото моей коллекции.

Средний танк “ 38 (NA) mit Pz.IV”-шасси 38(d) с башней от Pz.IV.
Средний танк “ 38 (NA) mit Pz.IV”-шасси 38(d) с башней от Pz.IV.
Зенитная самоходная установка “Kugelbitz”.
Зенитная самоходная установка “Kugelbitz”.
 Штурмовой миномет 28 см Sturmmonrser 38(D),(на базе38(t) "Hetzer").
Штурмовой миномет 28 см Sturmmonrser 38(D),(на базе38(t) "Hetzer").
САУ  Jagdpanzer  Sd.Kfz.138/2.38t "Hetzer" ( модификация G-13).
САУ Jagdpanzer Sd.Kfz.138/2.38t "Hetzer" ( модификация G-13).
Опытная САУ " Hetzer" с 75-мм орудием с жестким откатом. Из коллекции автора.
Опытная САУ " Hetzer" с 75-мм орудием с жестким откатом. Из коллекции автора.
Зенитная установка с 20 mm зенитным орудием  Flak 38 Pz. Kpfg.38 (t)  Sd.Kfz. 140  " Gepard". Из коллекции автора
Зенитная установка с 20 mm зенитным орудием Flak 38 Pz. Kpfg.38 (t) Sd.Kfz. 140 " Gepard". Из коллекции автора
Зенитная установка с 20 mm зенитным орудием  Flakpanzer 38 (t). Из коллекции автора
Зенитная установка с 20 mm зенитным орудием Flakpanzer 38 (t). Из коллекции автора
САУ  “Bison”.
САУ “Bison”.
Германский бронетранспортер “Katzchen” на шасси 38(t).
Германский бронетранспортер “Katzchen” на шасси 38(t).
Германская опытная САУ с безоткатным орудием.
Германская опытная САУ с безоткатным орудием.
Самоходное орудие PaK 43/3 Waffentrager. Из коллекции автора.
Самоходное орудие PaK 43/3 Waffentrager. Из коллекции автора.
-САУ MARDER III Sd Kfz 139 7,62cm Pak36 (r) Auf Gw38 (t). Из коллекции автора.
-САУ MARDER III Sd Kfz 139 7,62cm Pak36 (r) Auf Gw38 (t). Из коллекции автора.
Самоходное орудие Krupp Ardelt Waffentragen 88-мм Pak 43
Самоходное орудие Krupp Ardelt Waffentragen 88-мм Pak 43

Самоходное орудие  Waffentragen 38 mit  Pak 43
Самоходное орудие Waffentragen 38 mit Pak 43

Легкий разведывательный танк Sd.Kfz.140/1. На шасси 38 (t). Из коллекции автора
Легкий разведывательный танк Sd.Kfz.140/1. На шасси 38 (t). Из коллекции автора

Единственной страной, где на удивление вплоть до 1970 года машины на базе на шасси 38 (t) сохранились на вооружении, была Швеция.

Шведское штурмовое орудие Sav m/ 43.
Шведское штурмовое орудие Sav m/ 43.

Дело в том, что еще в 1940 году шведы выкупили лицензию на производство LT-38. И фирмой “Скания-фабис” было произведено в (1941-1943 годах) 220 САУ Sav m/ 43 с 105-мм орудием.

Краткие ТТХ САУ.

Вес: 12,4 тонн. Экипаж: 4 человека.

Скорость: 42 км/ч. Вооружение: 105-мм орудие.

Броня: 10-30 мм. Мощность двигателя: “Прага АЕ”, 160 л.с.

Длинна: 5,05 метра Запас хода: 180 км.

Ну и на последок посмотрим еще одну машину. Правда уже на базе тягача "ОСТ".

50-mm противотанковая САУ на базе тягача "ОСТ"
50-mm противотанковая САУ на базе тягача "ОСТ"

К концу войны, катастрофическая нехватка техники в Вермахте вынуждала устанавливать мало мальское годное орудие на любое шасси.

Данная машина разработана в 1943 году на основе тягача "ОСТ". Выпушено было 8 машин. До нашего времени не сохранилось ни одной машины. Только чертежи.

Ну, вот и все, что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Как видим, вариантов была масса. Но до реальности дошли единицы. И вместо разбазаривания остатков ресурсов, можно было остановится на варианте “Хетзера”. Которая, как оказалась, была самая удачная версия. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц