Найти тему
Судострой

Очередному ледоколу-спасателю для Арктики нужен завод-строитель

Ни дня без конкурса на новое судно. Похоже, под таким лозунгом решили прожить май в ФКУ "Дирекция госзаказчика". С апреля учреждение, отвечающее за госзакупки морского и речного флота, объявляет уже четвёртый конкурс на судно для аварийно-спасательного флота для Арктики.

Многофункциональное судно "Мурман" / Фото: Морспасслужба
Многофункциональное судно "Мурман" / Фото: Морспасслужба

Ранее для обслуживания Северного морского пути были объявлены закупки многофункциональных судов проектов MPSV12 и MPSV07, а также пяти морских буксиров. Теперь дело дошло практически до ледоколов – закупается судно проекта MPSV06 ледового класса Icebreaker 6 и мощностью 7 МВт.

В составе флота государственной "Морспасслужбы" на данный момент уже есть два спасателя-ледокола проекта MPSV06 (разработчик – "Морское Инженерное Бюро") – "Берингов пролив" и "Мурман". Они были построены в 2015 году в Германии на верфи "Нордик Ярдс", контролируемой на тот момент россиянами.

А третье судно, заложенное самым первым, "Спасатель Пётр Грузинский" (на данный момент "Керченский пролив") попало в разряд "долгостроев". Причем, длительных. Постройка этого судна ведётся на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) с 2010 года.

Выявившиеся после начала строительства сложности были связаны с проектной документацией. Постройка судна была приостановлена, а контракт расторгнут в судебном порядке. В 2018 году руководству "Объединённой судостроительной корпорации" (ОСК), куда теперь входит АСЗ, было поручено возобновить строительство "Спасателя Петра Грузинского".

В 2020 году, наконец, состоялся спуск судна на воду. Под новым именем – теперь оно называется "Керченский пролив". Впрочем, теперь сложности возникают из-за длительного простоя уже установленного оборудования и сложностей с его наладкой с привлечением иностранных специалистов.

Судно "Керченский пролив" после спуска на воду / Фото: Росморречфлот
Судно "Керченский пролив" после спуска на воду / Фото: Росморречфлот

Новое судно будет строиться по измененному проекту, который получил шифр MPSV06M. Судя по опубликованной на сайте госзакупок документации, её разработкой занималась компания "Нордик Инжиниринг".

Многофункциональное аварийно-спасательное судно с усиленным ледовым классом предназначено для патрулирования, дежурства в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов, поиска и оказания помощи терпящим бедствие судам, буксировки судов и объектов, тушения пожаров, обследования морского дна и объектов на глубинах до 995 м. Помимо этого, высокий ледовый класс позволяет использовать проект MPSV06M для выполнения ледокольных операций в районах портов при толщине льда до 1,5 м.

Длина судна проекта MPSV06M составляет 87,75 м, ширина – 19,1 м, осадка – 6,52 м, скорость хода – 15 узлов, экипаж – 22 человека.

Что касается основного оборудования, то в значительной степени оно по-прежнему имеет импортное происхождение. Так в проекте MPSV06M предусмотрены главные двигатели Wartsila 6L32 общей мощностью 4х3000 кВт, а также винторулевые колонки Azipod ICE1400 от компании ABB. Мощность каждой ВРК составляет 3500 кВт, диаметр гребного винта – 3,5 м. Три носовых подруливающих устройства должна поставить норвежская компания Brunvoll.

Новый ледокол-спасатель должен быть передан заказчику в Мурманске в декабре 2024 года. Максимальная стоимость судна составляет чуть более 6,9 млрд рублей. Окажется ли эта заложенная в бюджете сумма интересной для отечественных корабелов, скоро увидим.