Обычно мы, родители, много думаем о том, в какой детский сад хотим отдать детей. А что об этом думают профессиональные воспитатели? Педагог ДОУ с 25-летним опытом комментирует семь главных родительских требований к детскому саду
Современному девелоперу крайне интересны представления будущих клиентов о том, каким должен быть идеальный двор, школа, детский сад. Это наш вектор развития, наш ориентир для создания и благоустройства новых жилых кварталов. Однако экспертным мнением о том, каким должен быть детский сад, обладает не только мама или папа, но и педагог, который каждый день встречает детей в этом детском саду.
Мы изучили родительские чаты и сформулировали семь базовых родительских установок относительно того, каким должен быть идеальный детский сад. Их комментирует наш эксперт — Наталья Маркина, педагог высшей категории, стаж работы в детском саду — более 25 лет. Наталья окончила Московский городской педагогический университет, 3 года проработала в Москве, затем переехала в Санкт-Петербург. Постоянно повышает квалификацию в Университете “Первое сентября”, в 2016 году заочно получила второе высшее образование по специальности “детский психолог”.
Установка №1: главное — безопасность. Мы должны быть спокойны за детей, оставляя их утром в садике
Конечно, безопасность превыше всего. Но безопасность во все времена разная. Когда-то это означало как можно больше запретов и ограничений для самих детей: того не трогайте, этого не делайте, сидите смирно. Потом, в девяностые, под безопасностью понимали высокий забор и крепкий замок на калитке. А сегодня, на мой взгляд, идеал безопасности — когда сама внутренняя среда детского сада устроена разумно. Например, на территории нового детского садика в квартале «IQ-Гатчина» за безопасностью детей и взрослых следят 20 видеокамер.
Воспитателям спокойнее, когда на входе в садик и возле групп ведется видеонаблюдение, когда мамы и папы заходят в сад по специальному ключу или связываются с охранником. Мы чувствуем себя и детей защищенным в течение всего дня, больше внимания уделяем ребятам.
В детском садике жилого квартала «Янила», где работают мои знакомые и коллеги, создана, на мой взгляд, идеальная безопасная среда. И покрытия, и мебель в группе, и даже двери — всё, можно сказать, дружелюбно к детям.
Двадцать лет назад я работала в садике, где игровые площадки были на асфальтовом покрытии, и высота снарядов — минимум два метра… Сначала мы пробовали запрещать детям играть на спортплощадке, а потом заметили, что они либо все равно нарушают запрет, потому что полазить хочется, либо сидят на песке и скучают. Тогда мы приняли волевое решение: забрали из спортзала маты и бросили под каждый снаряд, в три слоя. Это же дети! Им все интересно, надо двигаться, карабкаться.
Спортивные площадки теперь ставят на тартановом покрытии. Оно упругое и смягчает контакт ребенка с землей при падении или прыжке.
Установка №2: сильная учебная программа. Надо, чтобы в детском саду дети как можно быстрее развивались.
Я вам скажу как педагог: сейчас есть много учебных программ для дошкольной ступени образования, и посильнее, и послабее. Но программа в садике не так важна, как состояние ребенка, когда он приходит в садик. Именно от того, насколько ребенок утром бодр, весел, спокоен, как он провел это утро, зависит его развитие и освоение программы. Если выбирать, что важнее, программа или удобный путь до садика, то лучше выбрать удобный путь.
Идеальный детский сад для ребенка — это не “сильный” сад где-нибудь в центре города, а обычный садик рядом с домом. Малыш идет туда утром пешком или едет на велосипеде, по дороге разминается, дышит свежим воздухом. Приходит в группу свежим, полным сил, а не измотанным долгой дорогой.
Понимаю, многие родители стремятся дать своим детям все самое лучшее и ради этого готовы хоть на край света возить в какой-нибудь особенно развивающий сад. Но часто дети приезжают туда вялыми, усталыми, измученными дорогой, и все развитие идет им не впрок. И когда все друзья ребенка живут рядом, на площадке перед домом он гуляет со своими же детсадовскими товарищами. Получается такое сообщество, дети из нашего садика, дети нашего квартала. Я считаю, это очень хорошая, здоровая ситуация.
Установка №3: главное не стены, главное чтобы педагоги были хорошие!
Эти слова мы слышим, наверное, от каждого второго родителя: старое здание мы как-нибудь вытерпим, неотремонтированную веранду тоже, а вот педагог у нас пусть будет обязательно добрый и улыбчивый.
Наверное, мало кто задумывается, что это взаимосвязанные вещи. А на самом деле педагогу дошкольного образования легче быть добрым, спокойным и улыбчивым, если он идет на работу в новый, современный, чистый детский сад, с модным оборудованием и красивыми яркими стенами. В садиках современной планировки нам в принципе легче работать: например, все вещи детей после прогулки можно развесить в прекрасный, просторный сушильный шкаф, который в раздевалке старого садика просто не мог бы поместиться. Здорово, когда уроки пожарной безопасности мы можем проводить в интерактивной форме в специально оборудованном уголке, когда наши дети ходят на занятия в хорошо оборудованные лаборатории, цифровые классы, занимаются на широких и удобных шведских стенках в спортивном зале.
Мне очень нравится проект «лего»-садика в «Яниле», потому что все дети любят лего, любят яркие цвета, они замечают, что здание их садика необычное, нетиповое.
Компания «Ленстройтрест» вообще обычно строит детские сады со своим неповторимым стилем, своим «лицом». Например, в шведском квартале «IQ-Гатчина» детский сад тоже немного шведский: в нем весь дизайн внутренних помещений выполнен по мотивам сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: на стенах изображены персонажи, уютные стокгольмские улицы, забавные сцены из книги.
А в другом квартале в Колпино детский сад похож на сказочный замок с башенками. Дети замечают и внешний вид здания садика, и веранды (навесы, под которыми можно укрыться и играть в плохую погоду) с современными площадками — то в морском стиле, то похожими на джунгли. Когда слышишь: «Мама, я хочу там поиграть!», для меня это верный знак, что игровые зоны на улице красивые и оборудованы правильно.
Поэтому, дорогие родители, вы совершенно правы: главное, чтобы ваши дети пришли к доброму, чуткому, профессиональному воспитателю. Но и важно, чтобы они проводили день в стенах просторных и удобных помещений детского сада, а играли на удобных, ярких, интересных площадках.
Установка №4: нужно, чтобы детей в группе было поменьше, тогда каждому ребенку достается больше внимания
И тут родители правы. Но что поделать, малокомплектные государственные садики сейчас остаются в области мечтаний. Малышей много, всем нужен детский сад, поэтому мы с коллегами уже отчаялись дожить до таких времен, когда в группе будет по 15-20 детишек. Нас очень спасает просторная группа: ведь беда переполненных садиков не только в том, что педагогу трудно за всеми уследить, а в том, что детям элементарно тесно. Планировки современных детских садов предусматривают достаточно пространства и в помещении, и на улице. В таких зданиях потолки гораздо выше, коридоры шире, окна намного больше, чем в более старых садиках.
Раздевалки в новых садиках стали намного просторнее. В «Яниле» площадь раздевалки перед группой — 15 квадратных метров, это значит, что не две-три, а десять мам могут одновременно спокойно, не толкаясь, раздеть детей. И все они, пусть даже их тридцать человек, перед прогулкой удобно рассаживаются на скамейках и одеваются сами, и нам удобнее им помогать.
Еще нас очень радуют просторные спальни: по 30 квадратных метров. Много пространства, много воздуха, между кроватями достаточно прохода и легко двигаться.
Установка №5: надо, чтобы с детьми постоянно занимались
Иногда родители заглядывают в группу и удивляются, что дети как будто предоставлены сами себе. Но в этот момент дети заняты очень важным делом, свободной игрой, а это главная движущая сила развития и социализации.
Настоящее педагогическое искусство в том, чтобы создать атмосферу, где ребенок начинает сам придумывать, фантазировать, строить, взаимодействует с предметами, с другими детьми, где дети кооперируются и преобразовывают мир вокруг. Нас так все великие советские педагоги и психологи учили, во главе с Львом Семеновичем Выготским, “отцом” современной когнитивной психологии.
Хороший воспитатель много рассказывает, задает вопросы, организовывает коллективную деятельность, инициирует игры. Но он также обязательно дает детям время для самостоятельной игры и творчества. Тут, конечно, помогает и инвентарь хороший, и мебель, и игрушки. Довольно сложно современных малышей увлечь старинными куклами и грузовиками. Нужна во всем какая-то изюминка, хитрость.
Установка №6: детский сад должен быть современным
Вот тут совершенно согласна! Только что такое современный? Недавно построенный? Так этого мало! Нужно, чтобы все оборудование в садике было современным, интересным, соответствующим актуальным трендам и запросам детей. Нужны и лазерные проекции, и интерактивные доски, и все те вещи, которые ребенок может увидеть дома, в транспорте, в игровом центре, выставке.
Здорово, когда в садике есть самое разное оборудование для гармоничного развития: от кабинета ИЗО и спортивного зала, оборудованного всеми необходимыми снарядами, до скалодрома.
Еще для меня современный садик — это такой, где в группах на высоком уровне заботятся о здоровье детей. В начале девяностых мы проветривали помещения только во время прогулок, чтобы дети не простужались. Тогда же родители покупали кварцевые лампы в группу… И не скажу, что сильно помогало. А сейчас, например, в некоторых садиках сразу устанавливают рециркуляторы воздуха. Воздух всегда будет свежий и чистый. И дети меньше болеют!
Кстати, в садике квартала «IQ-Гатчина» есть не только рециркуляторы, но и соляная комната. Известно, что регулярное посещение таких комнат позволяет легче перенести простуду.
Также укрепить здоровье помогают водные процедуры. Сегодня в новых кварталах застройщики строят детские сады с бассейнами. Это становится уже нормой.
Установка №7: детский сад должен как следует подготовить ребенка к школе
Строго говоря, подготовка к школе, какой ее обычно понимают родители, это не совсем задача детского сада. Есть уход и присмотр за ребенком, есть программа дошкольного образования, одобренная федеральным государственным стандартом (ФГОС), которую выбирает либо сам педагог, либо методист. Ни в одной такой программе нет задачи, например, научить ребенка читать и писать, чтобы ему в первом классе было легче. Мы, конечно, готовим руки к письму, и это очень широкое понятие.
Например, когда ребенок водит пальчиком по сенсорной доске, это тоже подготовка руки к письму. И когда он широкими жестами рисует мелом на асфальте — это тоже подготовка руки к письму, разработка крупной моторики.
Думаю, самое главное, в чем детский сад готовит ребенка к школе, это его умение взаимодействовать — и с другими ребятами, и с игрушками, и с педагогом. Просить о помощи, задавать вопросы, слушать. Мы даем ребенку базовый набор инструментов, набор вариантов, как взаимодействовать с этим миром. А знания он получает на каждом шагу, об этом можно не беспокоиться.
Если ребенок день за днем находится в спокойной, дружелюбной атмосфере и в развивающей среде, где все красиво, привлекательно, все хочется пощупать руками, со всем поиграть – будьте спокойны, он будет готов к школе.
Заключение
Итак, большинство родительских требований к детскому саду совпадают с требованиями воспитателей. Всем хочется находиться и работать в новых, просторных, хорошо оборудованных детских садах, где педагогам будет удобно заниматься воспитанием детей, а малышам точно не захочется скучать. И застройщики сегодня создают такие объекты, делая их уникальными. Тогда в одном квартале появляется детский садик, оформленный по мотивам сказки «Малыша и Карлсон», в другом — настоящий рыцарский замок, а в третьем — «Леголяндия». Уверены, для каждого будущего квартала ГК «Ленстройтрест» найдется классная идея нового, современного, красивого детского сада.