Найти тему
ГК «Ленстройтрест»

В какой детский сад отдать ребенка? Советы от воспитателя со стажем

Обычно мы, родители, много думаем о том, в какой детский сад хотим отдать детей. А что об этом думают профессиональные воспитатели? Педагог ДОУ с 25-летним опытом комментирует семь главных родительских требований к детскому саду

Современному девелоперу крайне интересны представления будущих клиентов о том, каким должен быть идеальный двор, школа, детский сад. Это наш вектор развития, наш ориентир для создания и благоустройства новых жилых кварталов. Однако экспертным мнением о том, каким должен быть детский сад, обладает не только мама или папа, но и педагог, который каждый день встречает детей в этом детском саду.

Мы изучили родительские чаты и сформулировали семь базовых родительских установок относительно того, каким должен быть идеальный детский сад. Их комментирует наш эксперт — Наталья Маркина, педагог высшей категории, стаж работы в детском саду — более 25 лет. Наталья окончила Московский городской педагогический университет, 3 года проработала в Москве, затем переехала в Санкт-Петербург. Постоянно повышает квалификацию в Университете “Первое сентября”, в 2016 году заочно получила второе высшее образование по специальности “детский психолог”.

Установка №1: главное — безопасность. Мы должны быть спокойны за детей, оставляя их утром в садике

Конечно, безопасность превыше всего. Но безопасность во все времена разная. Когда-то это означало как можно больше запретов и ограничений для самих детей: того не трогайте, этого не делайте, сидите смирно. Потом, в девяностые, под безопасностью понимали высокий забор и крепкий замок на калитке. А сегодня, на мой взгляд, идеал безопасности — когда сама внутренняя среда детского сада устроена разумно. Например, на территории нового детского садика в квартале «IQ-Гатчина» за безопасностью детей и взрослых следят 20 видеокамер.

Воспитателям спокойнее, когда на входе в садик и возле групп ведется видеонаблюдение, когда мамы и папы заходят в сад по специальному ключу или связываются с охранником. Мы чувствуем себя и детей защищенным в течение всего дня, больше внимания уделяем ребятам.

В детском садике жилого квартала «Янила», где работают мои знакомые и коллеги, создана, на мой взгляд, идеальная безопасная среда. И покрытия, и мебель в группе, и даже двери — всё, можно сказать, дружелюбно к детям.

Двадцать лет назад я работала в садике, где игровые площадки были на асфальтовом покрытии, и высота снарядов — минимум два метра… Сначала мы пробовали запрещать детям играть на спортплощадке, а потом заметили, что они либо все равно нарушают запрет, потому что полазить хочется, либо сидят на песке и скучают. Тогда мы приняли волевое решение: забрали из спортзала маты и бросили под каждый снаряд, в три слоя. Это же дети! Им все интересно, надо двигаться, карабкаться.

Спортивные площадки теперь ставят на тартановом покрытии. Оно упругое и смягчает контакт ребенка с землей при падении или прыжке.

Все детские сады, построенные в новых жилых кварталах, отвечают современным нормам безопасности. На территории ведется круглосуточное видеонаблюдение.
Все детские сады, построенные в новых жилых кварталах, отвечают современным нормам безопасности. На территории ведется круглосуточное видеонаблюдение.

Установка №2: сильная учебная программа. Надо, чтобы в детском саду дети как можно быстрее развивались.

Я вам скажу как педагог: сейчас есть много учебных программ для дошкольной ступени образования, и посильнее, и послабее. Но программа в садике не так важна, как состояние ребенка, когда он приходит в садик. Именно от того, насколько ребенок утром бодр, весел, спокоен, как он провел это утро, зависит его развитие и освоение программы. Если выбирать, что важнее, программа или удобный путь до садика, то лучше выбрать удобный путь.

Идеальный детский сад для ребенка — это не “сильный” сад где-нибудь в центре города, а обычный садик рядом с домом. Малыш идет туда утром пешком или едет на велосипеде, по дороге разминается, дышит свежим воздухом. Приходит в группу свежим, полным сил, а не измотанным долгой дорогой.

Понимаю, многие родители стремятся дать своим детям все самое лучшее и ради этого готовы хоть на край света возить в какой-нибудь особенно развивающий сад. Но часто дети приезжают туда вялыми, усталыми, измученными дорогой, и все развитие идет им не впрок. И когда все друзья ребенка живут рядом, на площадке перед домом он гуляет со своими же детсадовскими товарищами. Получается такое сообщество, дети из нашего садика, дети нашего квартала. Я считаю, это очень хорошая, здоровая ситуация.

В каждом жилом квартале ГК «Ленстройтрест» обязательно предусмотрены объекты социальной инфраструктуры — детские сады и школы. Причем кварталы спроектированы так, чтобы жителям было удобно и безопасно добираться до этих объектов.
В каждом жилом квартале ГК «Ленстройтрест» обязательно предусмотрены объекты социальной инфраструктуры — детские сады и школы. Причем кварталы спроектированы так, чтобы жителям было удобно и безопасно добираться до этих объектов.

Установка №3: главное не стены, главное чтобы педагоги были хорошие!

Эти слова мы слышим, наверное, от каждого второго родителя: старое здание мы как-нибудь вытерпим, неотремонтированную веранду тоже, а вот педагог у нас пусть будет обязательно добрый и улыбчивый.

Наверное, мало кто задумывается, что это взаимосвязанные вещи. А на самом деле педагогу дошкольного образования легче быть добрым, спокойным и улыбчивым, если он идет на работу в новый, современный, чистый детский сад, с модным оборудованием и красивыми яркими стенами. В садиках современной планировки нам в принципе легче работать: например, все вещи детей после прогулки можно развесить в прекрасный, просторный сушильный шкаф, который в раздевалке старого садика просто не мог бы поместиться. Здорово, когда уроки пожарной безопасности мы можем проводить в интерактивной форме в специально оборудованном уголке, когда наши дети ходят на занятия в хорошо оборудованные лаборатории, цифровые классы, занимаются на широких и удобных шведских стенках в спортивном зале.

Мне очень нравится проект «лего»-садика в «Яниле», потому что все дети любят лего, любят яркие цвета, они замечают, что здание их садика необычное, нетиповое.

Детские сады  ГК "Ленстройтрест" отличаются своим уникальным стилем, который придется по вкусу и детям и взрослым
Детские сады ГК "Ленстройтрест" отличаются своим уникальным стилем, который придется по вкусу и детям и взрослым

Компания «Ленстройтрест» вообще обычно строит детские сады со своим неповторимым стилем, своим «лицом». Например, в шведском квартале «IQ-Гатчина» детский сад тоже немного шведский: в нем весь дизайн внутренних помещений выполнен по мотивам сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: на стенах изображены персонажи, уютные стокгольмские улицы, забавные сцены из книги.

А в другом квартале в Колпино детский сад похож на сказочный замок с башенками. Дети замечают и внешний вид здания садика, и веранды (навесы, под которыми можно укрыться и играть в плохую погоду) с современными площадками — то в морском стиле, то похожими на джунгли. Когда слышишь: «Мама, я хочу там поиграть!», для меня это верный знак, что игровые зоны на улице красивые и оборудованы правильно.

Поэтому, дорогие родители, вы совершенно правы: главное, чтобы ваши дети пришли к доброму, чуткому, профессиональному воспитателю. Но и важно, чтобы они проводили день в стенах просторных и удобных помещений детского сада, а играли на удобных, ярких, интересных площадках.

Установка 4: нужно, чтобы детей в группе было поменьше, тогда каждому ребенку достается больше внимания

И тут родители правы. Но что поделать, малокомплектные государственные садики сейчас остаются в области мечтаний. Малышей много, всем нужен детский сад, поэтому мы с коллегами уже отчаялись дожить до таких времен, когда в группе будет по 15-20 детишек. Нас очень спасает просторная группа: ведь беда переполненных садиков не только в том, что педагогу трудно за всеми уследить, а в том, что детям элементарно тесно. Планировки современных детских садов предусматривают достаточно пространства и в помещении, и на улице. В таких зданиях потолки гораздо выше, коридоры шире, окна намного больше, чем в более старых садиках.

Раздевалки в новых садиках стали намного просторнее. В «Яниле» площадь раздевалки перед группой — 15 квадратных метров, это значит, что не две-три, а десять мам могут одновременно спокойно, не толкаясь, раздеть детей. И все они, пусть даже их тридцать человек, перед прогулкой удобно рассаживаются на скамейках и одеваются сами, и нам удобнее им помогать.

Все помещения в детских садах ГК "Ленстройтрест" максимально комфортны: в каждой группе оборудованы игровая, спальня, туалетная комната, раздевалка и буфетная.
Все помещения в детских садах ГК "Ленстройтрест" максимально комфортны: в каждой группе оборудованы игровая, спальня, туалетная комната, раздевалка и буфетная.

Еще нас очень радуют просторные спальни: по 30 квадратных метров. Много пространства, много воздуха, между кроватями достаточно прохода и легко двигаться.

Установка 5: надо, чтобы с детьми постоянно занимались

Иногда родители заглядывают в группу и удивляются, что дети как будто предоставлены сами себе. Но в этот момент дети заняты очень важным делом, свободной игрой, а это главная движущая сила развития и социализации.

Настоящее педагогическое искусство в том, чтобы создать атмосферу, где ребенок начинает сам придумывать, фантазировать, строить, взаимодействует с предметами, с другими детьми, где дети кооперируются и преобразовывают мир вокруг. Нас так все великие советские педагоги и психологи учили, во главе с Львом Семеновичем Выготским, “отцом” современной когнитивной психологии.

Хороший воспитатель много рассказывает, задает вопросы, организовывает коллективную деятельность, инициирует игры. Но он также обязательно дает детям время для самостоятельной игры и творчества. Тут, конечно, помогает и инвентарь хороший, и мебель, и игрушки. Довольно сложно современных малышей увлечь старинными куклами и грузовиками. Нужна во всем какая-то изюминка, хитрость.

Настоящую игровую среду в садике создает педагог. Но ему в этом очень помогает красивый и необычный игровой инвентарь - например, интерактивные песочницы со световыми проекциями и комната для конструирования с 3D-принтером
Настоящую игровую среду в садике создает педагог. Но ему в этом очень помогает красивый и необычный игровой инвентарь - например, интерактивные песочницы со световыми проекциями и комната для конструирования с 3D-принтером

Установка 6: детский сад должен быть современным

Вот тут совершенно согласна! Только что такое современный? Недавно построенный? Так этого мало! Нужно, чтобы все оборудование в садике было современным, интересным, соответствующим актуальным трендам и запросам детей. Нужны и лазерные проекции, и интерактивные доски, и все те вещи, которые ребенок может увидеть дома, в транспорте, в игровом центре, выставке.

Здорово, когда в садике есть самое разное оборудование для гармоничного развития: от кабинета ИЗО и спортивного зала, оборудованного всеми необходимыми снарядами, до скалодрома.

Еще для меня современный садик — это такой, где в группах на высоком уровне заботятся о здоровье детей. В начале девяностых мы проветривали помещения только во время прогулок, чтобы дети не простужались. Тогда же родители покупали кварцевые лампы в группу… И не скажу, что сильно помогало. А сейчас, например, в некоторых садиках сразу устанавливают рециркуляторы воздуха. Воздух всегда будет свежий и чистый. И дети меньше болеют!

Кстати, в садике квартала «IQ-Гатчина» есть не только рециркуляторы, но и соляная комната. Известно, что регулярное посещение таких комнат позволяет легче перенести простуду.

Также укрепить здоровье помогают водные процедуры. Сегодня в новых кварталах застройщики строят детские сады с бассейнами. Это становится уже нормой.

В детском саду в финском квартале "Юттери" есть бассейн с оборудованной лабораторией, где всегда можно отследить качество воды и поддерживать нужный микроклимат в помещении.
В детском саду в финском квартале "Юттери" есть бассейн с оборудованной лабораторией, где всегда можно отследить качество воды и поддерживать нужный микроклимат в помещении.

Установка 7: детский сад должен как следует подготовить ребенка к школе

Строго говоря, подготовка к школе, какой ее обычно понимают родители, это не совсем задача детского сада. Есть уход и присмотр за ребенком, есть программа дошкольного образования, одобренная федеральным государственным стандартом (ФГОС), которую выбирает либо сам педагог, либо методист. Ни в одной такой программе нет задачи, например, научить ребенка читать и писать, чтобы ему в первом классе было легче. Мы, конечно, готовим руки к письму, и это очень широкое понятие.

Например, когда ребенок водит пальчиком по сенсорной доске, это тоже подготовка руки к письму. И когда он широкими жестами рисует мелом на асфальте — это тоже подготовка руки к письму, разработка крупной моторики.

Думаю, самое главное, в чем детский сад готовит ребенка к школе, это его умение взаимодействовать — и с другими ребятами, и с игрушками, и с педагогом. Просить о помощи, задавать вопросы, слушать. Мы даем ребенку базовый набор инструментов, набор вариантов, как взаимодействовать с этим миром. А знания он получает на каждом шагу, об этом можно не беспокоиться.

Если ребенок день за днем находится в спокойной, дружелюбной атмосфере и в развивающей среде, где все красиво, привлекательно, все хочется пощупать руками, со всем поиграть – будьте спокойны, он будет готов к школе.

Заключение

Итак, большинство родительских требований к детскому саду совпадают с требованиями воспитателей. Всем хочется находиться и работать в новых, просторных, хорошо оборудованных детских садах, где педагогам будет удобно заниматься воспитанием детей, а малышам точно не захочется скучать. И застройщики сегодня создают такие объекты, делая их уникальными. Тогда в одном квартале появляется детский садик, оформленный по мотивам сказки «Малыша и Карлсон», в другом — настоящий рыцарский замок, а в третьем — «Леголяндия». Уверены, для каждого будущего квартала ГК «Ленстройтрест» найдется классная идея нового, современного, красивого детского сада.