Подготовка к самому первому Параду Победы
Сегодня отношение к парадам на 9 мая разное: от «можем повторить» до искреннего патриотизма, от недовольств шествием до светлой грусти в глазах ветеранов. Но давайте вспомним тот самый первый Парад 1945 года. Каким он был, почему состоялся не 9 мая и как готовились к Празднику Победы 76 лет назад рассказывает Николай Буканев — автор канала об истории «11 ЭКЮ».
План подготовки первого Парада: собрать 30 000 военных и секретно пошить парадную форму
Первый План подготовки парада разработали и утвердили 10 мая 1945. Событие было уникальным — никто не знал, как организовать его правильно, поэтому план постоянно менялся и дополнялся.
Первые шаги взял на себя комендант Москвы — генерал-лейтенант Кузьма Синилов. На его плечи легли проверки военных частей и артиллерии, и обучение солдат, и сугубо бытовые вопросы — например, «посыпку крупным желтым песком мостовых» и снятие мерок с солдат для пошива парадной формы.
Для парада утвердили более 30 000 военных — количество, сравнимое с населением небольшого города
5 июня комендант Синилов утвердил участников парада из пехоты и конницы. Одних только генералов было 249 человек, офицеров — более 2,5 тысяч, а сержантов и рядовых и вовсе 31 тысячу. И это не считая других видов войск. Количество военных Парада укладывалось в население небольшого городка.
Мерки для пошива парадной формы строго шифровали
В 20-х числах мая между штабами фронтов шла переписка. Собирали фамилии участников из числа командующих, уточняли размеры: мундиры, рубашки, брюки, фуражки должны быть сшиты идеально. Данные будущих участников парада передавали строго шифровкой.
Военные учились маршировать для Парада тайно //
Строевая подготовка к Параду тоже была засекречена
Оставшихся в Германии солдат тайно собрали в бывших казармах танковых войск СС. Сообщили только, что Берлине будет парад, а затем без объяснений отправили поездом в Москву. Так началась строевая подготовка.
Почти все время было посвящено только ей: регулярные смотры и репетиции, все замечания документировали. К 13 июня комендант Москвы отмечал слабое рвение солдат, нарушение расстояний между полками, задержку движения, — даже командиры держали шашку неправильно. Один из минометных полков и вовсе потерял машину в конце колонны. До парада оставалось 11 дней.
У солдат отбирали оружие и водили в театр
Были случаи, когда выйдя в «городской отпуск» люди напивались до весьма неприличного состояния, другие опаздывали в расположение части в срок, случалось даже воровство. Поэтому важно было подготовить солдат еще и морально.
Сперва им запретили появляться в городе с оружием и изъяли всё огнестрельное. Чтобы вернуть бойцам ощущение гражданской жизни, их приводили в порядок: лечили болезни, проводили санитарную обработку тела после военных тягот — ведь у солдат не было ни времени, ни возможности даже принять ванну.
А 14 июня в 12 часов дня 750 человек Сводного полка Белорусского фронта отвели в Театр миниатюр на пьесу «Где-то в Москве». По окончанию они снова отправились на строевую подготовку.
Первый Парад прошел не 9 мая, а 24 июня: проливной дождь, чеканный шаг, цветы и сломанное от волнения оружие
Всего за 2 дня до начала Сталин подписал приказ о проведении парада всего за 2 дня до начала. Командовать парадом Сталин поручил маршалу Рокоссовскому, а принимать — маршалу Жукову. Парад действительно стал настоящим звездным часом этих двух военачальников. Впредь из опасения их будут все дальше отодвигать от власти. Но это потом, а сейчас Парад.
Шли и пехотинцы, шагали и военные инженеры, и кремлевский полк, и конница, и медики, и НКВД, и роты переводчиков, дрессировщиков. Ехали танки, бронемашины, мотоциклы, самоходные установки, артиллеристские орудия.
Тучи над Москвой тогда не разгоняли. Ветеран Николай Захаров рассказал, что был сильный дождь, а он шел направляющим шеренги. Застило глаза, но приходилось чеканить шаг четко и ровно, идти с высоко поднятыми подбородками.
Сотни фашистских знамен и штандартов бросили к подножию Мавзолея под кульминационную дробь барабана. Падали они не на брусчатку — чтобы её не осквернить, положили специальные настилы.
Выходящие с Красной площади попадали в окружение восторженной толпы. Люди буквально вытаскивали бойцов из строя, поднимали вверх, подкидывали, угощали конфетами, дарили цветы.
Принимавший участие в Параде ветеран Иван Скок рассказывал, что после прохождения по Красной площади, от волнения некоторые офицеры вставили ножны в сабли поперек, так что их заклинило.
Что стало с участниками парада
26 июня Сталин объявил благодарность всем участникам парада, от маршалов до рядовых. А командиров сводных полков, ответственных за подготовку, похвалил лично, по именам.
Однако в отчете полковника Хмылева были зафиксированы как плюсы, так и минусы парадного шествия. Представьте, какую работу проделали оценивающие: камер фиксации, возможности перемотать и посмотреть еще раз — ничего этого еще не было. Необходимо было оценить 30 тысяч человек за раз.
Кстати, больше всех хвалили тот самый полк, который перед шествием посмотрел пьесу в театре. А вот остальных ругали: слабое равнение, один батальон сбился с ноги, а Сводный полк Карельского фронта не четко фиксировал поворот головы при прохождении мимо Мавзолея. Замечаний не было лишь у летчиков.
И это шли те, кто еще пару месяцев назад лежал в окопе, кто проползал в грязи под разрывами снарядов. Теперь от них требовали чеканного шага, безукоризненной осанки и гордо поднятой головы. Может и правильно — солдаты могли только порадоваться, что теперь благодаря им главной проблемой стало правильно равняться на Мавзолей.