Оценка: 7,5 из 10
Немецкая комедия ужасов «Кровопийцы» была показана в рамках Берлинского и Московского кинофестивалей и выходит в российский прокат в июле 2021 года. Режиссёр: Юлиан Радльмайер. В ролях: Александр Коберидзе, Лилит Штангенберг, Александр Хербст, Хуан Фелипе Амайя и другие.
В этом году Московский международный кинофестиваль ухватил в свой основной конкурс неожиданно щедрый дар Берлинале. Такого бы не случилось, если бы не пандемия, из-за которой все фильмы Берлинской программы были показаны только прессе и индустрии, в то время как их мировые премьеры отсрочились до лучших времён. Для немецкой философской комедии с элементами фильмов ужасов «Кровопийцы» такое лучше время пришло уже в апреле – картина борется за «Золотого Георгия» и имеет все шансы не покинуть фестиваль без наград.
Действия происходят в августе 1928 года. Где-то вблизи Балтийского побережья, на севере Германии, рабочие и фермеры с упоением вычитывают «Капитал» Маркса в надежде отыскать в нём ответы, откуда у людей берутся странные вампирские укусы на шеях. Чуть поодаль от поля, где собрались растерянные непривилегированные обитатели, расположилось роскошное поместье наследницы великого рода Октавия (Лилит Штангенберг) – молодой эксцентричной вампирши. Внезапно на её пороге появляется некто по имени Лёвушка (Александр Коберидзе), называющий себя бароном.
Естественно, никакой он не барон, а беженец из советской России. Лёвушка – актёр, который должен был сыграть Льва Троцкого у Эйзенштейна в «Октябре», но как только Сталин признал Троцкого врагом народа, от услуг Лёвушки пришлось отказаться. Но герой решил продолжить реализовать себя на актёрском поприще – не на родине, так в Голливуде. По пути туда он как раз и объявляется в резиденции Октавии. Там ему оказывают тёплый приём, и вскоре он решает задержаться – сначала неудачно пытается украсть деньги у богатой наследницы, а затем та добровольно решает их ему отдать, но с одним условием: они будут снимать кино здесь.
Режиссёр Юлиан Радльмайер в «Кровопийцах» во многом продолжает развивать идеи своего предыдущего фильма – «Самокритики буржуазного пса». Только здесь к своему фирменному ироничному материализму добавляются жанровые элементы, тема идеологии и приличная доза синефилии, особенно когда дело доходит до съёмок фильма, естественно, про вампиров. Радльмайер с приличной долей юмора проводит сравнение капиталистов с вампирами, которые сосут кровь рабочего класса. Здесь, конечно, всё это приобретает буквальный характер, что придаёт комизма.
Тем не менее откровенно комедийных моментов здесь нет и вовсе. Сценарий настолько ловко сочетает метафоры, иронию и философичность, что в итоге весь этот безумный микс невозможно смотреть без улыбки на лице. По сути, «Кровопийцы» — это как прошлогодний «Мальмкрог» Кристи Пую, но который смотрится гораздо легче, потому что нынешняя заумь разбавляется оригинальным взглядом на каноничный вампирский миф.
Отдельно хочется упомянуть исполнителя главной роли. Грузинский актёр Александр Коберидзе работал с Радльмайером на всех его фильмах, тут у него образ тихого, спокойного, расчётливого мужчины, который прекрасно вписывается в тонкую сценарную структуру «Кровопийцев». Но не в этом суть. Интереснее то, что Коберидзе на том же Берлинале, что и Радльмайер, представил свой режиссёрский проект – «Что мы видим, когда смотрим на небо?». Его фильм, поэтичный и мечтательный, вполне может сработать как приятное дополнение к ироничному идеологическому трактату Радльмайера, поскольку обе картины крайне успешно и живописно критикуют материалистские ценности во всём их многообразии.
Вадим Богданов, InterMedia