В этой статье я расскажу о моей поездке в забытую деревню в Ярославской области. По пути мы пробили 3 колеса и чуть не остались ночевать в глухом лесу. Еще удалось увидеть множество старой сельскохозяйственной техники, побывать внутри заброшенной школы и поговорить с местными жителями некогда большого села.
Когда я планировал поездку, я даже представить себе не мог, во что это может вылиться. Где-то полгода назад я на форуме путешественников обнаружил интересную деревню, где сохранилось множество артефактов прошлого: от комбайнов и тракторов до закрытой школы. На самом деле, это большая редкость. Как правило, в подобных деревнях растаскивают все, вплоть до бревен и кирпичей. И максимум, что удается найти от прошлой жизни – это фото. Но, согласитесь, интереснее все потрогать руками, чем смотреть на фото просто.
Итак, 5 утра, стоит весенняя приятная погода. Мы небольшой компанией выезжаем из Москвы. Первые 200 км даются легко. Дальше начинается уже интереснее. Как только въезжаешь в Тверскую область, дороги кончаются моментально. Буквально сразу, когда покидаешь Московскую область.
Только выезжаем из города Калязин Тверской области и на попадаем сразу двумя колесами в яму. Моментально уничтожаем два колеса у машины. У одного колеса поврежден диск, второе просто оказывается пробито.
К счастью, до ближайшей шиномонтажки ехать было около 15 км. Но так как у нас скорость была 5-8 км/ч, то дорога оказалась вечностью. В очереди на ремонт машины мы оказались не одни и нам пришлось ждать около 2 часов.
Спустя еще час нам поменяли колеса и отправились дальше. Впереди нас ждало 130 км до деревни.
Дальше мы въезжаем в Ярославскую область и попадем, как будто в другую реальность. Кругом снег и такое ощущение, что он лежит здесь давно. Где-то видны сугробы по колено. Откуда здесь только снега?
Делаем остановку у церкви, чтобы передохнуть и посмотреть местные достопримечательности. Тут, оказывается, даже есть музей, который на момент нашего присутствия, был закрыт.
И на ближайшей яме мы снова лишаемся еще одного колеса. На этот раз последнего, из запаски. Больше у нас возможностей пробивать колесо попросту нет.
Спустя 10 часов дороги мы добрались до деревни. Но приключения не закончились.
Здесь продолжалась какая-то снежная буря. Стоять на месте было просто невозможно, потому что снег буквально сносил с ног. Вся техника отрубалась и кое-как удавалось сделать кадры места.
В свое время деревня была крупным волостным центром. Здесь была школа, детский сад, бани, несколько магазинов, сырзавод и даже конюшня. В общем, деревня жила. Здесь были деньги, здесь была жизнь, здесь была самое главное атмосфера, ради которой сюда переезжали даже из окрестных городов.
Но в 90-х годах колхоз развалился и люди попросту остались на улице. Деревня начала постепенно пустеть, местные жители поначалу стали уезжать на заработки в крупные города, а потом вовсе уезжали навсегда.
Мы встречаем местную жительницу, которая видела и расцвет и закат деревни.
-Здесь было все засеяно, скота было очень много, везде паслись. Была «брежневская» программа села, тогда никаких проблем не было. Мы получили дом, жилье от совхоза. Дружно было… не скажу, что жили богато, но как-то были одинаковые.
-В колхозах, говорят, что много платили. Кого ни спрошу, многие говорят, что за лето можно было заработать на машину. Это правда?
-Ну так летом вся и работа была. Тогда все и зарабатывали. Хорошо зарабатывали… а как 90-е начались, работы не стало. Все стали разъезжаться, кто куда. Уходить и искать работу, где платят. Средства отпускать перестали, закупать новую технику не на что. Все переехали в основном в крупные населенные пункты. Некоуз – там работа, нефтеперекачивающая станция, где железная дорога. Все молодые, все там, жилье там купили…
- Сыр завод вон там… ой, какой сыр там был. Какие были там подвалы! Там зрели сыры. Там стояли такие полки, стеллажи интересные. Я в классе в 6 там была. Вкус сыра помню! Сыр шел заграницу, куда-то на экспорт. Головки сыра были вот такие прямоугольные, трубой, высокие. В 90-х закрылся завод, когда все стало разрушаться. А потом там все закрылось окончательно.
Дальше иду к технике колхоза. Кругом в полях разбросаны комбайны, тракторы, различная техника.
Удивительно, что ничего не растащено, стекла на месте, но видно, что на технике никто не работал очень давно, комбайны буквально вросли в землю.
А когда-то колхоз рос, развивался и закупалось оборудование постоянно.
Сейчас село вымирает, а когда-то все улицы были наполнены людьми. Остались местные жители, их совсем немного – официально проживает около 100 человек, но на деле в разы меньше. Из инфраструктуры остался лишь магазин.
В центре деревни находится церковь 1890 года. При СССР была переделана под склад, сейчас же она брошена. Насколько я знаю, запланировано ее восстановление. Но, судя по тому, что даже крыши нет, реконструкция может занять десятилетия.
Вижу телефонный аппарат. Такие ставили в середине нулевых по государственной программе телефонизации сел и деревень. Планы были грандиозные – провести телефоны в каждую деревню, чтобы оттуда можно было звонить по всей стране. А способ звонка тоже был придуман неплохой – по карточке. А сами карточки можно было купить в магазине. Но все разбилось, когда неожиданно мобильные телефоны подешевели настолько, что его мог купить буквально каждый. А телефоны, работающие от карточек, так и остались в деревнях. У меня была большая мечта позвонить как-нибудь из забытой деревни. Но постоянно при звонке требовались карточки, которые непонятно, где вообще было брать.
И тут поднимаю трубку и слышу гудок. Пробую набрать номер бабушки и через несколько секунд слышу ее голос.
-Привет! Как связь? Как слышно? Я тут звоню из забытой деревни.
-Ну… трещит сильно…
После недолгого разговора положил трубку и пошел дальше исследовать деревню.
Дальше подхожу к заброшенной школе. Вижу детскую игровую площадку.
Несмотря на то, что она вся из железа, стоит на месте. Обычно, как школа закрывается, тащат все железо. Пробую даже немного позаниматься спортом.
Обычно главным признаком того, что деревня начинается забрасывается – это закрытие школы.
Пока живет школа, детский сад, дом культуры, есть и развитие. А когда все, что задумывалось, оказывается закрыто, то нет смысла и переезжать.
В 2012 году школу закрывают, хотя местные жители выступали категорически против этого. Но проблемы были явные.
Не хватало учителей, невыгодно было содержать маленькую школу, где в каждом классе было от 1 до 6 детей.
Дальше вхожу в спортивный зал и не могу поверить своим глазам. Такое ощущение, что входишь в действующее здание, откуда только вышли.
Здание сильно прогнило, пол почти везде провалился.
Многие классы стоят совершенно нетронутыми, как будто уроки закончились только недавно.
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ