Кто-то, может быть, помнит - было такое "дело Дрейфуса". Во Франции, в 19 веке. Французского офицера еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса обвинили в шпионаже в пользу Германии. Дело получило большой общественный резонанс, в защиту Дрейфуса поднялась "вся прогрессивная общественность". И потом этого офицера оправдали, нашли настоящего шпиона.
Пример, в общем-то, хрестоматийный. Но мне врезался в память рассказ нашей преподавательницы из университета, которая вела курс новой истории. Рассказывая о деле Дрейфуса, она упомянула, что кто-то из именитых его защитников (кажется, Эмиль Золя) лично встречался с главным фигурантом. И был поражён, насколько Дрейфус, - человек, увенчанный славой "мученика и героя", - оказался в жизни серым и посредственным.
Не часто ли так - "героев", "мучеников" и "народных лидеров" делают из людей в общем-то... не соответствующих статусу. Если уж говорить честно - пустых? То есть таких, которые будут просто трансляторами, орудиями для чужой воли. Личностью ведь сложно управлять, личность свои интересы имеет. А если правитель - сильная личность, то он обязательно будет отстаивать интересы страны - и будет их отстаивать тоже сильно. И тогда его постараются устранить. В том числе через искусственное выращивание "народных героев". Или "мучеников".
К концу 1989 года во всех бывших соцстранах Восточной Европы уже случились "бархатные революции". ГДР, Венгрия, Чехословакия, Болгария - везде майданы прошли по одному сценарию и относительно гладко. Сейчас-то уже понятно, что главной целью было - выдавить из этих стран российское (тогда советское) присутствие. И заполнить натовским. Что, собственно, и случилось. Но это чуть позже. А тогда очень громко и пафосно трубилось о "победе демократии над тоталитаризмом".
А ещё оставалась Румыния. Там Николае Чаушеску относительно крепко держал власть и уходить не собирался. "Бархатным" путём здесь бы не удалось чего-то добиться. Тогда разыграли "мученическую" карту. Священник-протестант из Тимишоары Ласло Тёкеш, которого должны были перевести из города на сельский приход - его-то и сделали "жертвой режима". Заодно и подогрели тему "угнетения венгерского меньшинства". Как раз и Чаушеску в это время в стране не было - он улетал с визитом в Иран. Момент был как никогда удачный. Интернета и соцсетей тогда не существовало, но провокаторы и подстрекатели были во все времена. Пожар был разожжён. В скором времени и вся Румыния заполыхала. У Чаушеску было много сторонников, но они потеряли контроль над ситуацией. И помощи от "большого брата" быть уже не могло. А поскольку даже свергнутый лидер был потенциально опасен, его устранили физически. Наскоро провели "революционный суд" и расстреляли, вместе с женой.
И как-то очень скоро после "демократизации" Румынии в тогда ещё советской Молдавии "совершенно стихийно" стало просыпаться "национальное самосознание". "Вдруг" в молдавских элитах - вчерашних советских коммунистических функционерах - проснулось "румынское начало". Началась война со всем русским - в первую очередь, с языком. Это был уже прицел на расчленение Советского Союза. И руководство СССР ничего этому противопоставить не смогло. На свой страх и риск это сделали жители левобережной Молдавии, ставшей впоследствии Приднестровьем.
Вот, собственно, для чего и был нужен Ласло Тёкеш (ныне - вполне себе процветающий человек, депутат Европарламента) - нужен был повод, чтобы свалить сильного и независимого руководителя государства. Чаушеску, как к нему ни относись, был личностью, при нём Румыния имела лицо - даже находясь в советской орбите. И умер человек мужественно. До сих пор многие румыны вспоминают его с благодарностью и приносят цветы к могиле. И о расстреле сожалеют.
Личностями были и Тодор Живков, и Эрих Хоннекер, и Янош Кадар, и Густав Гусак, и Войцех Ярузельский, Иосип Броз Тито и Слободан Милошевич - бывшие руководители бывших социалистических стран. Т.н. "лидеры народных революций" - Вацлав Гавел, Лех Валенса, Желю Желев и др., - став во главе своих стран, особо себя не проявили, политиками оказались никакими. Возможно, им и нужно было обезличить власть, чтобы одни бесцветные марионетки сменяли других. Как это и происходит сейчас в бывших "братских" странах. Кто знает, кто сейчас во главе Румынии? Или Болгарии? Кто бы ни был - все они, в общем-то... ну, не личности, мягко говоря.
И ведь повторяется всё. Чтобы как-то прикрыть зверства украинского майдана, появляется пресловутая "небесная сотня". Упорно либеральная пропаганда пытается сделать "героя и мученика" из убитого Немцова, о котором, хоть он и покойный, я не буду писать по принципу "или хорошо, или ничего" - поскольку это был редкостный гадёныш, идейный пособник чеченских террористов и украинских нацистов. И снова, и снова появляются марионеточные "народные лидеры" - Гуайдо, Навальный, Тихановская. И любому здравомыслящему человеку понятно, что сами эти "фигуры" - никто и звать их никак. Что нужны такие "лидеры" не для созидания, не для защиты народа и страны - а исключительно для расшатывания общества. для разжигания противостояния, для ослабления государства и последующего его порабощения. Мы уже видим это на примере Ливии, Ирака, Украины. Мы могли увидеть (слава Богу, не увидели) это в Сирии, в Венесуэле, в Белоруссии. И дай Бог, чтобы мы никогда этого не увидели в России.
Потому что пустышки - это вовсе не безобидно. Через них приходит смерть. Она и самих пустышек сводит на нет - если не физически, как того же Немцова, то просто уходят эти "деятели" в вечную тень, как ушло большинство "прорабов" разного рода революций. Самое страшное, что через пустышек приходит смерть как национальному достоинству общества. так и личному достоинству граждан. Ну, или если не смерть, то очень тяжёлая и мучительная болезнь, от которой очень долго приходится восстанавливаться.
Поэтому... давайте будем внимательны. Будем отличать личностей от пустышек. И сами тоже будем стараться быть личностями. Потому что иначе - это не жизнь...