— Геронда, нужно ли человеку, пришедшему на исповедь в первый раз, рассказать духовнику о всей своей предшествующей жизни?
— Придя к духовнику в первый раз, он должен совершить общую, генеральную исповедь за всю свою жизнь. Когда больной поступает в больницу, он даёт врачам историю своей болезни.
К примеру, он говорит: «В прошлом у меня было такое-то лёгочное заболевание, но сейчас оно прошло, мне была сделана такая-то операция под общим или под местным наркозом» — и так далее. Точно так же на первой исповеди кающийся должен постараться рассказать духовнику подробности своей жизни, а духовник найдёт рану этого человека, чтобы её исцелить.
Ведь часто один простой ушиб, если оставить его без внимания, может иметь серьёзные для здоровья последствия. Конечно, когда человек
придёт к духовнику в первый раз, он принесёт с собой, условно говоря, сто грехов, в которых ему надо будет поисповедоваться.
Но придя на исповедь во второй раз, он принесёт с собой уже, допустим, сто десять грехов: ведь диавол — поскольку этот человек поисповедовался и «завалил ему всё дело» — воздвигнет против него большую брань. В третий раз придётся исповедоваться уже в ста пятидесяти грехах. Однако потом число грехов будет постоянно уменьшаться, пока дело не дойдёт до того, что человек будет приносить с собой на исповедь самое ничтожное количество грехов, о которых ему надо будет рассказать.