Расскажет Александр Высоцкий, основатель компании "Visotsky Consulting".
В наше время всё чаще при работе с персоналом встречаются англоязычные термины «soft skills» и «hard skills». Предлагаю детальнее разобраться с данными понятиями, а также я поделюсь своим опытом развития данных компетенций.
Soft skills
В переводе с английского — «мягкие» навыки. Ещё можно сказать, что это универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Например: коммуникабельность, эмоциональный интеллект, способность находить общий язык с другими людьми, разбираться в технике или программах и т. д.
Hard skills
«Жёсткие», или ещё их называют «профессиональные» навыки, им можно научить и их можно измерить. Для бухгалтера это знание, как вести бухгалтерский учёт, для руководителя — как требовать, планировать, отдавать распоряжения, организовывать работу подчинённых.
На что я смотрю при найме
Если меня спросят, кого я возьму к себе в команду: крутого профессионала, погружённого целиком и полностью в своё дело, или человека, уступающего ему в профессионализме, но зато умеющего общаться, продавать и продвигать решения и технологии компании, то я однозначно возьму второго.
Классного, но угрюмого профессионала, конечно, можно взять на работу, но, если есть выбор, то всегда возьму человека, имеющего пытливый ум. Это человек, желающий обучаться, развиваться, который открыт к внешнему миру.
Почему soft skills?
Сегодня мир меняется очень быстро, и спрос вместе с ним. Если человек закрыт для всего нового, то он не выживет в современном бизнесе. Навыки общения для меня также чрезвычайно важны, они отображают, насколько вообще человек дружелюбен в отношении других людей.
Soft skills, которые мне помогают в предпринимательстве
- Умение «копать глубоко». Когда возникает проблема, то мне всегда недостаточно решений для моментального устранения её, я пытаюсь выяснить, почему она вообще возникла.
- Доносить до людей идеи. Этот навык очень тесно связан с первой. Невозможно донести идеи, если ты глубоко не понимаешь проблему и не знаешь, почему она возникает. Мне нравится доносить идеи так, чтобы люди поняли. Я считаю, что это один из самых ценных навыков для любого руководителя. Если вы можете донести до сотрудника идею, после чего он будет иметь такую же точку зрения, вам не нужно давать сотруднику много указаний или инструкций, он теперь мыслит так же, как вы, и будет принимать правильные решения, на него можно рассчитывать.
- Мне нравится иметь дело с людьми. Общаться с ними и понимать их. Это не значит, что я от природы оратор или писатель, нет. Но я сознательно уже много лет развиваю данный навык, который помогает мне в построении бизнеса.
В бизнесе мы можем научить людей hard skills, но у нас практически нет инструментов для улучшения soft skills.
Поэтому я как предприниматель смотрю в первую очередь на то, что мне будет сложно поменять, но что влияет на работу человека. Понятно, как научить бухгалтера пользоваться 1C, а научить адекватному общению с клиентами при сборе дебиторских платежей никакие скрипты не помогут. Конечно, останутся профессии, где основными при найме будут hard skills, например, доктор.
Как развить навыки
Как я уже сказал, сложнее приобрести soft skills, но при этом абсолютно реально усилить навыки, которые уже заложены. У меня в компании все сотрудники проходят обучения.
Практически каждый в начале работы у нас обучается навыкам обучения. Этот курс проходят сотрудники у нас во внутренней академии за 9–10 часов. Мы выдаём контрольный лист, в котором по списку нужно выполнить все задания. Там есть теория и практика. В результате сотрудник приобретает навык учиться легко и преодолевать все преграды при обучении.
Есть курс по навыкам общения. Он рассчитан на 20–24 часа обучения. На нём изучают, как управлять общением, пониманию, что собеседнику неинтересно или что нужно взбодрить человека. Это очень интересный курс, на котором мы обучаем владельцев в рамках консалтингового проекта. И мы начали давать его нашим сотрудникам, так как это усиливает их личные качества.
«Жёсткие» навыки развивать не так трудно, нужно просто отправлять сотрудников на узкопрофессиональные обучения. Единственное, что мы делаем в этом особенного, — это после обучения просим писать идеи и проставлять сроки реализации их в работе. Таким образом мы не просто обучаем сотрудника каким-то заоблачным вещам, во время обучения он сфокусирован на поиске ключевых моментов, применимых на практике.
Чтоб оставаться в курсе о новых статьях - подписывайтесь на канал!