Найти тему
Юрий Кот

Если отключат SWIFT. Какие риски?

Мне прислали текст в личку. Автор неизвестен. Но я полностью согласен со всем написанным.

Ответы на вопросы журнала «Эксперт». Что будет происходить, если отключат SWIFT?

1.Какие сегменты расчетов физических и юридических лиц РФ наиболее и наименее уязвимы в случае отключения РФ от международной системы информационного сопровождения межбанковских платежей SWIFT? Каким образом российские резиденты – компании, банки, физлица – будут рассчитываться друг с другом в валютах, отличных от российского рубля, внутри страны и с зарубежными контрагентами после отключения от SWIFT?

Наименее уязвимы расчеты внутри станы, в т.ч. карточки «Мир». Для этого есть СФПС Банка России, внутрироссийский аналог SWIFT. Абсолютно уязвимы наши международные расчеты, использование нами международных карточных систем Visa и Mastercard.

Но все-таки есть вопрос – кто отключит от SWIFT? В случае с Ираном это было решение ЕС, SWIFT – бельгийская компания. Рассмотрим более сложный вариант: инициатор санкций – США, решения ЕС – нет. 

Любой финансовый институт мира, платежи которого проходят через США или адресованы американским финансовым институтам, будет вынужден, по оценке, подчиниться этим решениям. Юристы найдут способы определить эти риски – прямые или косвенные. А это практически все финансовые институты мира за исключением тех, что расположены в нескольких странах – изгоях или (есть и такие) не выходят в международный оборот. Судебные дела в отношении скрытых платежей через SWIFT в адрес иранских банков, а также практика достройки «Северного потока – 2» (точнее, недостройки) хорошо показывают, как это будет происходить.

Тем не менее, нужно понимать, что подобное решение затрагивало бы расчеты за российское топливо с ЕС. По-прежнему, большая группа стран ЕС критически зависят от поставок топлива из России. Треть топлива, импортируемого ЕС – из России. ЕС – это примерно 40% внешнеторгового оборота России. Такое решение не так просто принять с точки зрения интересов Европы. Реакции реальной экономики на подобное решение – не предсказуемы. По оценке, мог бы начаться крупнейший экономический кризис, прежде всего, в Восточной Европе, Германии, Австрии, на Украине, расходящийся дальше по всему миру.

Крупнейшая связка Россия – ЕС (критически важный для ЕС поток топлива против оборудования, комплектующих, товаров народного потребления) будет являться основным аргументом, сдерживающим принятие подобного решения. 

2.    В какой степени Система передачи финансовых сообщений (СФПС) Банка России может рассматриваться как готовая альтернатива SWIFT? Может ли СФПС быть в принципе доработана для сопровождения международных платежей в валютах, отличных от российского рубля?

Внутри страны СФПС – альтернатива. Соглашения, заключаемые СФПС с иностранными банками (и такие есть), по оценке, могут потерять значимость, если бы было принято решение об отключении России от SWIFT. Использовать эти банки как «промежуточные звенья», как «прокладки», чтобы все-таки добраться до SWIFT, не удастся. Любой из этих банков, если они уже сами не под подобными санкциями, немедленно окажется под угрозой, исходящей из США. Еще раз - пример - «Северный поток – 2». Вы можете подписывать договора с кем угодно, но как только у вас возникает угроза санкций, штрафов, запрещений, идущая из США, вы немедленно оставляете российскую сторону наедине с собой. 

Это же относится к любым платежным системам, создаваемым для BRICS или для ЕАЭС. Вы, как нероссийский финансовый институт, проводите платежи через них, но у вас есть и другие операции, они идут через SWIFT, в т.ч. через США. Но у вас риски. Санкции могут быть прямо или косвенно направлены против вашего участия в таких, вновь создаваемых платежных системах (как это бывает, показал «Северный поток – 2»).

Инструментально, в т.ч. в любых валютах, СФПС может быть доработана как угодно, это не проблема. Проблема в том, кто и как будет ею пользоваться.

3.    Какие инструменты и схемы расчетов наработали резиденты Ирана и их зарубежные контрагенты для взаимных расчетов за годы отключения страны от SWIFT? Какие из них могут быть использованы, полностью или частично, российскими банками, компаниями и физлицами в случае отключения России от SWIFT? Почему забуксовала система INSTEX, задуманная для расчетов европейцев с Ираном?

Использовались скрытые, «обманные» расчеты через SWIFT. Они выявлялись OFAC, были суды, миллиардные штрафы. Это – разовые случаи, исключения. «Хавала», которая была задействована иранцами в части неформальных расчетов, вряд ли в российском случае нашла бы распространение. Базовый тренд – переход на расчеты за собственные валюты на основе двусторонних соглашений (скажем, Китай – Иран или Турция – Иран) и обособление финансовых институтов, ведущих эти расчеты (с тем, чтобы исключить риск санкций со стороны США). Еще один тренд – использование евро взамен доллара, если есть европейские «ниши» в сетке санкций. Этим, насколько можно понять, занимается и Россия. 

Тренд, на который многие надеются, но, как мне кажется, отдаленного будущего – цифровые валюты и расчеты в них, помимо всех платежных систем и санкций. Скажем, цифровой юань, в расчетах Китай – Иран за нефть. Пока идея – третичная с точки зрения основного потока платежей.

INSTEХ – механизм взаимозачетов, дисбалансы погашаются разовыми платежами. То есть реальные деньги ходят только, чтобы погасить взаимную задолженность. INSTEX работает строго в рамках наложенных на Иран санкций и сегодня ограничивает свою деятельность только «гуманитарными» товарами: продовольствие, медикаменты, оборудование, связанное с ними. На INSTEX «наложены» механизмы контроля соблюдения санкций, эта компания просто пронизана ими. Собственники INSTEX – суверенные, 9 европейских государств. Даже из этого анализа уже видны базовые ограничения, максимально сужающие возможности INSTEX. Для Ирана INSTEX – суррогат, не заменяющий полноценного возврата к обычной системе расчетов.

4.    Китайская система международных платежей CIPS: достоинства и недостатки, может ли она рассматриваться как альтернатива SWIFT для российских резидентов в случае отключения РФ от SWIFT?

CIPS – в юанях. Если мы решим, вдруг, перевести международные расчеты в юани (пока это даже во сне не предвидится), под управление Народного банка Китая, тогда, конечно, CIPS будет очень полезна. В марте 2021 г. CIPS включала 1162 участника, в т. ч. 43 – прямых и 1119 – «непрямых» (CIPS), в т. ч. чуть более 500 – в самом Китае. Как мы понимаем, это пока несопоставимо со SWIFT. 

Предполагаются программы сотрудничества CIPS и SWIFT – в них не избежать вопроса о санкциях. И не стоит забывать, что юань – валюта, чей курс находится под сильнейшим административным воздействием. С точки зрения «денежных» шахмат перевод расчетов на такую валюту, заполнение ею международных резервов может вести к очень крупным потерям. И еще. Любой риск получить санкции или судебные преследования со стороны США (Скажем, CIPS) из-за расчетов с банками, находящимися под санкциями, обычно оборачивается отказом от последних.

Отключение от SWIFT – это, скорее, создание специальных, «отдельных» расчетных систем, обслуживающих товарный поток между конкретными странами (наподобие INSTEX), под эгидой центральных банков, так, чтобы исключить любые операции, проходящие через операционные центры США (если речь идет о санкциях от имени США).