Найти тему
Эколог - дилетант

О поправках к закону о "Чрезвычайных ситуациях"

Законы у нас писать не умеют, что подтверждается огромным объемом нормативных документов, применение которых на практике, невозможно без принятия дополнительного огромного объема, уточняющих и разъясняющих нормативных документов.

Сегодня будет рассмотрен одни из таких, который пока еще в виде законопроекта, но уже   практически создал панику  среди части пользователей интернета.

Речь идет, конечно, о поправках к закону "О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".  Основная часть поправок интереса не представляет, но, законопроект вносит изменения, в том числе в ст. 19 закона, дополняя ее следующим пунктом:

"эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий."

В связи с чем, принимаются поправки? Согласно пояснительной записке, законопроект разработан во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о ликвидации последствий паводка в Дальневосточном федеральном округе от 28 сентября 2019 г. № Пр-2009 (далее – Перечень поручений).   После тех событий, представители МЧС заявили, что граждане отказывались эвакуироваться, предпочитая оставаться в населенном пункте для охраны имущества, что в результате становится  причиной гибели людей.

Отдельно отмечалось, что спасатели не имеют полномочий применять силу в подобных ситуациях, поэтому, закон необходим.

В результате написали вот такое.

Что же написано в поправке? А в поправке написано, что граждане обязаны эвакуироваться самостоятельно, после объявления угрозы. Да, именно самостоятельно, поскольку изменения полномочий любых органов задействованных при ЧС, не предусматриваются. Как не предусматривается и процедура эвакуационных действий.

На это в частности указывает профильным комитетом в заключении на проект федерального закона № 1120845-7. Если коротко, то комитет предлагает пересмотреть полномочия органов власти  субъектов и местного самоуправления, а также внести поправки в бюджетное законодательство, поскольку новый режим (угроза возникновения чрезвычайной ситуации), может потребовать дополнительных расходов.   Также, комитет рекомендует, принятие (разработку) нового акта Правительства Российской Федерации («О порядке проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций»). И это одна из основных проблем законотворческого процесса в нашей стране, написание шаблонного документа, с последующей доработкой.

Так из-за чего возникла паника? В интернете, некоторые граждане разобрали данный проект и выдали цепочку умозаключений, в конце которой, перемещение населения в концлагеря под надуманным предлогом, с изъятием недвижимого имущества. В обоснование выводов, приводится ссылка на проект, в котором вводится новый режим, но ничего по его поводу не объясняется и  принятие нового ГОСТА по эвакуации, из которого практически исчезли упоминания о возвращении у месту проживания (в пока еще действующем ГОСТе это есть), но появились новые интересные данные о способах эвакуации и порядке размещения.

Приложение к ГОСТу содержит следующее:

Приложение А (рекомендуемое)

Требования при планировании эвакомероприятий

Норма выделяемой жилой площади в безопасном районе — 2 кв. м/чел.

В безопасном районе необходимо иметь:

Норма выделяемой жилой площади в безопасном районе — 2 кв. м/чел.

- мест в больничной сети — 10 койкомест/1 000 чел.

- производительность бань — 7 мест/1000 чел.

Для пешей эвакуации:

- колонны — 500—1000 чел.;

- дистанция между колоннами — до 500 м:

- малый привал (для отдыха и подтягивания колонны) через 1— 1,5 ч движения на 10— 15 мин;

- большой привал в начале второй половины суточного перехода на 1— 1,5 ч;

- скорость движения при пешей эвакуации — 4—5 км/ч:

- суточный переход— 30—40 км.

Нормы посадки: - в вагон электропоезда — 200—250 чел.;

- в пассажирский общий вагон — до 150 чел.:

- в пассажирский купейный вагон — до 100 чел.;

- в грузовой 4-осный вагон — до 100 чел.:

- в автобус 25-местный — до 40 чел.;

- в грузовой автомобиль — до 20 чел.:

- в самосвал — до 15 чел:

- воздушное судно — в соответствии с руководством по летной эксплуатации.

Общее время на дорогу на объект и обратно (при рассредоточении) — 4—5 ч.

Наибольшее возмущение вызвал пункт о квадратных метрах, но, речь то все такие идет о ЧС, и раньше никого не возмущало, что пострадавших размещали в спортзалах местных школ, неужели там условия были лучше? Про бани конечно странно, я не знаю, как вывели эту цифру.

В целом тоже выглядит не очень, но стоит сказать, а что такое ГОСТ.

ГОСТ — это государственный стандарт, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ и услуг, имеющих межотраслевое значение. ГОСТы устанавливаются на основе применения современных достижений науки, технологий и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов.

Т.е. ГОСТ это про то, как в идеале должно быть, но, в соответствии с п. 4 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О стандартизации в Российской Федерации", применение ГОСТов не является обязательным, они носят скорее, рекомендательный характер. Существующие исключения, предусмотрены также данным законом и рассматриваемый ГОСТ к ним не относится.

Таким образом, если Правительством будет принят отдельный документ по эвакуации, он может принципиально отличаться от того, что написано в ГОСТе.

Следующий момент, это лишение права собственности. Здесь делается ссылка на Конституцию, которая действительно предусматривает, что жилище  неприкосновенно (ст. 25), но далее, между текстом статьи и ее  интерпретацией появляются расхождения, из текста внезапно пропадает часть, буквально  предусматривающая следующее: Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Т.е. если поправка станет законом, уполномоченные лица будет вправе проникать в жилище, в соответствии со своими полномочиями.

На сегодняшний день, проникать в жилище имеют право спасатели и правоохранительные органы, в рамках законов, регулирующих их деятельность.

Применительно к ЧС, какие есть полномочия у правоохранительных органов?

Для начала, нужно сказать, что в случае ЧС могут быть задействованы спасатели МЧС, полиция, Росгвардия и в некоторых случаях Вооруженные силы, будет ли возможность их привлечения в случае угрозы возникновения ЧС не понятно, как не понятен и статус данного режима в целом, что само по себе вносит элемент паники.

Если же говорить о том, как есть сейчас, то:

Спасатели:

Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" п. 2 ст. 25

В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на:

полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

Полиция:

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О полиции"

Ст. 12 п. 7

принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

Что касается проникновения в жилище

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Росгвардия:

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" Ст. 12 п. 7

принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

Как можно увидеть, полномочия правоохранительных органов в случае ЧС не предусматривают возможности насильственной эвакуации граждан, поэтому, я склонна полагать, что эвакуация предполагается добровольной и самостоятельной, а в случае неисполнения, нет указаний на возможную ответственность.

Были еще у высказывания относительно  «новопридуманных»  режимов чрезвычайной ситуации и повышенной готовности, как бы специально под вирусный кризис. Что как бы сильно не соответствует действительности. Режим ЧС в Российской Федерации введен законом в 1994 году, а режим повышенной готовности в 2003 году, Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794), в п. 24. Кстати, это Положение содержит термин «угроза возникновения чрезвычайной ситуации», в случае которой и вводится режим повышенной готовности, содержание которого в документе полностью раскрыто.  Но, в перечень мероприятий (п. 28) при угрозе возникновения ЧС не входит эвакуация.

Следующая претензия, это отсутствие  сроков, когда действует режим ЧС или его угрозы, а в противовес приводится пример закона о Чрезвычайном положении, которое вводится Президентом и длиться не более 60 дней.   Если прочитать закон о ЧП, то там тоже не очень понятно, как можно рассчитать сроки действия режима, особенно с учетом того, в связи с какими обстоятельствами он вводится. Можно ли например гарантировать,  что некий вооруженный конфликт, будут прекращен по истечении установленного срока. Но, учитывая серьезность и масштаб событий, указанных в законе, данный режим вводит такое количество ограничений, что неопределенность в сроках, может подорвать стабильность государства в целом.

Например, при режиме ЧП предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" ст. 11

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

А в соответствии со ст. 33 закона, снятие режима ЧП, одновременно снимает все ограничения, а также, влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Видимо поэтому, когда началась эпидемия, режим ЧП не ввели, стало бы еще хуже.

А как можно рассчитать, сколько продлиться паводок или пожар и не возникнут ли внезапно обстоятельства, усугубляющие ситуацию?

Были там еще упоминания, что детей из школ и детских садов, будут эвакуировать отдельно, а администрация Владивостока, даже издала методичку, в которой среди прочего, родителей просят не забирать детей из школ, чтобы не затруднять эвакуацию, с которой, как уже упоминалось выше, пока ничего не понятно вообще (ГОСТ не в счет). Возможно, миссия по разработке правил, будет возложена на регионы и муниципалитеты.

Закон пока не принят, разъяснений нет, будут ли они не понятно, как не понятно, не станет ли это очередной «спящей или даже мертвой нормой» сделанной исключительно для отчета о выполнении указаний Президента. К документы много вопросов, и его принятие в том виде, в котором он есть сейчас, создаст еще больше проблем, но домыслами и нагнетанием ситуации, их точно не получится решить.