В многочисленных комментариях к моим статьям то и дело пишут, что все рекорды за последние 60 лет достигнуты только благодаря химии, и что без неё спортсмены ни на что не способны. В этой статье я собрал мнения на этот счёт известных и уважаемых в мире тяжёлой атлетики людей, Олимпийских чемпионов и рекордсменов мира.
Вот что вспоминает по этому поводу Исраил Арсамаков, Чемпион Олимпиады 1988 года в Сеуле. Уже в 18 лет он установил несколько рекордов в категории 82,5 кг, тренируясь натурально. Лучшие его результаты в то время в рывке 162,5 и в толчке 197,5 кг! С этими результатами он победил в Чемпионате СССР 1980 года:
— "Я попал в сборную команды с великолепным природным запасом. Пропорции для средневеса у меня идеальные, вес стабильный, он ведь у меня и сейчас, в мои тридцать лет, держится, по сути, в тех же пределах — около 85 кг. Мышцы жёсткие, мощные. Но в сборной на сборах началось, активное фармакологическое вмешательство. Нашего согласия никто не спрашивал. Отказ принимать таблетки расценивался как предательство национальных интересов.
А таблетки эти, к примеру, перед соревнованиями "Дружба-84", что проводились соцстранами вместо Олимпиады в Лос-Анджелесе, нам приходилось глотать по полстакана в день. И попробуй выплюнуть. Увидят — прощайся с командой, с мечтами о победах на международном помосте".
"Химия" испортила испортила ему всю спортивную карьеру. Она была решительно ни к чему при плотной мышечной массе атлета. Следовало только правильно дозировать нагрузки, работать над техникой движений, и прогресс был бы обеспечен. Но ему приходилось выступать в роли подопытного кролика. Именно эти препараты на организм Исраила действовали плохо, в отличие от некоторых.
Так что "чудодейственность" супертаблеток — она далеко не для всех. Его они сковывали, исчезала уверенность в работе со штангой. Силу от них, правда, он ощущал в себе большую, но какую-то неуправляемую: что-нибудь сломать, оторвать — это ради бога. А вот на помосте он чувствовал, что движения как бы разбиваются на части, привычной чёткой картины не получается.
- По крайней мере, так было у меня. Вполне возможно, что у других — как раз наоборот. Но в любом случае я убеждён: все эти анаболики и прочие, как мы говорим, "ядохимикаты" — дьявольская выдумка и средство для лентяев".
А вот что говорит о химии Олимпийский чемпион 1968 года и тренер Олимпийских чемпионов Рудольф Плюкфельдер:
"Химия" крепко ударила меня "под дых" — со вздохом признался Плюкфельдер, — из-за неё в нашем тренерском деле появилось огромное количество временщиков-самозванцев. И многие молодые талантливые спортсмены охотно шли за ними. Особенно в те времена, когда анаболические стероиды не признавались допингом. Ещё бы: временщики обещали скорый, без особых трудов, рост результатов, а там впереди маячили рекорды, золотые чемпионские медали. Вот и бросились химичиться парни, а порою и просто мальчишки...
Но настоящему специалисту "химия" не нужна. Она необходима лишь лентяям и дилетантам, разного рода авантюристам. Рудольф Плюкфельдер своих спортсменов мог выводить на олимпийские высоты и без химии. Для этого надо соображать, искать естественные пути, чтобы обеспечить переносимость тех же стрессовых нагрузок. Очень важно организовать, например, качественное питание, сбалансированное по белкам.
Иначе и в самом деле не стоит ждать рекордных результатов. К сожалению, наши спортивные функционеры не желают по-настоящему вникать в эти проблемы. Даже на тренировочных сборах национальной команды страны рацион питания, пишет Плюкфельдер, по большому счёту, просто убогий. Разумеется, спортсмены не голодают, пищи вроде бы достаточно, даже много, но какого она качества! Какие продукты нашлись на складе, такая и еда.
Кстати, наши основные соперники, болгарские штангисты, уделяют огромное внимание восстановительным мерам, в том числе и рациональному питанию. Только тот, кто ни разу не брался за гриф штанги и вообще знаком со спортом лишь по телевизионным передачам, может считать всё это мелочами. Что же касается запрещённых препаратов, получивших в последнее время чуть ли не массовое распространение, то Рудольф всегда относился к ним резко отрицательно. Он не уставал повторять - это орудие лодырей. Надо решительно "расхимичивать" наш спорт, пока ещё не поздно...
"Химия" в наш спорт, по воспоминаниям врача сборной СССР Сергея Константиновича Сарсания, пришла в 1967 году при главном тренере Аркадии Никитиче Воробьёве и укоренилась надолго. В 1986 году перед Чемпионатом Европы был ненадолго принят мораторий на отказ от химии на уровне сборных-лидеров СССР и Болгарии. Результаты на том Чемпионате Европы тогда сильно упали, особенно у болгарских спортсменов и от этих "экспериментов" отказались.
Юрий Петрович Власов, став в 1986 году Президентом Федерации тяжёлой атлетики, в свою очередь стал вести активную борьбу с применением анаболиков не только в СССР, но и в международном спорте. Чем закончилась эта борьба, Вы сможете узнать из продолжения этой статьи на моём канале.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.