Оценка: 7 из 10
Фильм был показан в рамках конкурса документального кино ММКФ-2021 и вышел на платформе Kion 24 апреля 2021 года. Режиссер: Родион Чепель.
В 2013 году мир увидел новый мессенджер Telegram. В 2006 году – российскую социальную сеть «ВКонтакте». Все их основал Павел Дуров. Еще несколькими годами ранее он же создал форум своего университета – СПбГУ, а также сайт для обмена рефератами. Кто же такой Павел Дуров – визионер, интернет-мессия или же гениальный обманщик и хороший пиарщик? На этот вопрос попытался дать ответ режиссер Родион Чепель в своей документальной ленте.
Картина построена на интервью с разными людьми, которые взаимодействовали с Павлом на разных этапах – тут есть и разработчики, и пиар-менеджер, и школьный учитель, и даже модератор с форума. Есть партнеры, а есть и критики – например, Александр Акопов из «Амедиа» и Вадим Ампелонский из Роскомнадзора. Все это должно помочь зрителю сложить наиболее объективный образ. Сам Павел Дуров для фильма о самом себе интервью не дал, больше всего о нем, пожалуй, рассказывает Илья Перекопский, с которым герой фильма работал и над «ВКонтакте», и над Telegram. Нарезки из интервью порой слишком радикально бросаются из одного временного периода в другой. Иногда даже кажется, что у автора нет собственного видения своего героя. Видение это есть, но оно будет понятно не сразу. Да и из-за отсутствия самого Дурова картина все равно кажется недостаточно полной.
«Дуров» – это не фильм о гении. Даже не похоже, что это фильм о визионере или идеалисте. Его герой был, пожалуй, первым в России, кто подарил образ мачо-ботаника – работника сферы ИТ, который не выглядит типичным прыщавым нердом, а производит впечатление респектабельного плейбоя с деньгами, тачками и в окружении фотомоделей. Так, согласно сложившимся стереотипам, выглядит жизнь в Кремниевой долине. То, что в самой Кремниевой долине этот образ уже давно не используется, в России, кажется, никого особенно не волнует – Павел Дуров популяризовал ИТ так, как никто до него.
Самое главное, пожалуй, то, что фильму удалось проследить и детально показать взаимосвязь между всеми проектами Павла – создать четкое понимание того, как обычный университетский форум перерос в социальную сеть, как и почему работа над этой соцсетью перешла в работу над мессенджером, как в ходе работы над мессенджером появилась идея создать собственную криптовалюту TON. По отдельности все эти проекты кажутся слишком разрозненными, но фильм, проводя некоторые параллели, показывает их, как логичное развитие заложенных в них идей.
В то же время картина так и не дает четкого ответа на вопрос, кем же является ее главный герой. Почти все персонажи пытаются выставить Дурова гением. Только сам режиссер считает его обманщиком, который списывал на уроках ради поддержания собственного имиджа. Тем не менее, никаких подтверждений его словам в фильме не найдется. С другой стороны, и образ того самого «интернет-тотема», кем Павел назвал себя в школьные года, по словам его учителя, к концу фильма рассыпается. Человек, который избегает публичности, делает много показных жестов и в целом постоянно беспокоится о мнении других на свой счет – все это в фильме создает образ нарцисса, что явно не может быть хорошим примером для подражания (хотя, к примеру, Джобс этим тоже страдал). Павел Дуров, по итогам фильма – это лишь функция от своей работы и идей, он все равно остается такой же загадкой, какой был и раньше.
Павел Соломатин, InterMedia