Найти тему
Белорус и Я

12 Великих праздников, которые ведут нас к Богу

Год складывается из 12 месяцев. Учение Иисуса Христа передано 12 следовавшими за ним апостолами. А к главному христианскому празднику, Светлой Пасхе, ведут 12 Великих двунадесятых праздников.

Рождество Богородицы. 21 сентября

Этот праздник стоит в церковном цикле первым, хотя он и не связан с жизнью именно Иисуса Христа и его апостолов. Но именно с него начинается цепочка важных для всех христиан событий. Сразу скажем, что последним праздником, заканчивающим цикл, является Успение Божьей Матери. Именно такой порядок позволяет нам увидеть всё глазами Богородицы, сделаться, через её восприятие, очевидцами древних событий.

Праведные супруги Иоаким и Анна не могли иметь детей и были презираемы иудеями, поскольку бесплодие считалось наказанием божьим. Но Бог, у которого своя, а не людская суеверная правда, не суетная молва, а возможность видеть сердце насквозь, после тяжёлых испытаний посылает им дочь. Которую родители называют Марией, что значит «возвеличенная».

Праздник этот учит нас тому, что хорошие, добрые, праведные люди тоже терпят скорби и подвергаются испытаниям. Но это вовсе не отвержение и не наказание, наоборот, смелые и чистые сердца в конечном счёте принимают ещё большую похвалу.

Воздвижение Креста Господня. 27 сентября

-2

В начале IV века императрица Елена и её сын, император Константин, до того бывшие язычниками, обратились к христианской религии. Для римлян крест был орудием казни, как сейчас плаха или электрический стул. Тем не менее они решили разыскать крест, на котором распяли Иисуса Христа. Во время этого праздника мы можем увидеть, насколько Христос поразил вчерашних язычников и вдохновил на поиски этого орудия смерти. Крест для императрицы Елены не был каким-то экспонатом музея, но чем-то большим.

Праздник Воздвижения не призывает к поиску каких-либо материальных святынь, но показывает глубокую веру и переворот, который она производит в жизни даже тех людей, которые, казалось бы, не испытывали ни в чём нужды. Действительно, сложно представить, что повелителям величайшего в ту пору в мире государства для полного счастья и довольства не хватало лишь деревянного креста, на котором несколько столетий назад распяли некоего даже не римского или эллинского (греческого), но иудейского нищего мудреца и философа. Да и эти поиски можно было провести силами слуг и рабов. Но сердце, которое прикоснулось к Великому, не может жить так же, как до этой встречи.

И этот праздник призывает нас так же решительно изменить свою жизнь, не искать чего-то мелкого и насущного, но начать поиск главного.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря

-3

В сущности, что за событие: трёхлетнюю девочку Машу родители впервые привели в храм… Но, как говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин, «со входом в святая святых не только человек входит в дом Божий, но и Бог входит в сердце человека, а человек – в сердце Бога». То, что раньше было недоступно, становится повседневностью, Бог отныне – не Иегова на горе Сионской рядом с Моисеем, он ходит по улицам Иерусалима, он готовится сам стать человеком и принять смерть за человечество. Именно в Деве Марии Бог нашёл себе храм, именно из её чрева Он родится. Это произойдёт ещё через несколько лет, а пока Дева Мария входит в храм, просвещая своё сердце Господу.

В этом событии меняются сознание и природа человека. Он становится ближе к Небу. Можно выразить смысл праздника так: Творец вводит человека во храм, чтобы тот изменился, повёл жизнь по иному пути, сконцентрировался не на суетном, но на главном. И когда сердце человеческое из каменного становится мягким и живым, в него входят мир и покой.

Рождество Христово. 7 января

Рождество Христова, Владимир Боровиковский
Рождество Христова, Владимир Боровиковский

Если Введение во храм – вход человека в отношения с Богом, то Рождество – это вход Бога в отношения с человеком. Рождество – это радость, появление новой жизни, совмещение бесконечного Бога и конечного человека во Иисусе ХРИСТЕ. Но эта жизнь уже со своего появления обречена на страшные муки и смерть через крестную казнь. Бог приходит в мир не для того, чтобы попользоваться плодами своего творения, веселиться и упиваться всемогуществом, а для того, чтобы добровольно пойти на Крест. Когда священник в наши дни готовит за проскомидией просфору для причастия, когда она становится Телом Христа, одновременно вспоминаются Рождество, радость, и казнь, и смерть Господа как единое событие.

Традиции ставить возле Храма кукольные вертепы пришла к нам из католичества
Традиции ставить возле Храма кукольные вертепы пришла к нам из католичества
Рождество – это начало пути Бога к человеческим мучениям, другими словами, это начало всех искушений и страданий, которые на себя добровольно возложил Бог. Это совмещение Творца и его творения в одном объединяющем начале, которое и несёт спасение нашему миру.

Крещение (Богоявление). 19 января

-6

Когда-то Крещение и Рождество праздновались совместно, но сейчас эти праздники разделены. В иудейской традиции существовал обряд омовения, который символизировал чистоту человека перед Богом. По такому же принципу, возможно, крестил приходивших к нему людей Иоанн Предтеча. Спаситель должен был показать, что Он человек, иудей и соблюдает обряды своего народа. Но как Бог Он устанавливает новое таинство, новое омовение, не столько телесное, сколько духовное. О том, что это он Бог и от него исходит Спасение, свидетельствует Богоявление: является Отец и глас Его слышат все, на ХРИСТА сходит Святой Дух в виде голубя, а Сын, будучи и Богом, и человеком, стоит как обычный человек и ведёт в себе собственную историю человечества. Того человечества, которое не отвергло Бога и к которому может примкнуть каждый.

Трижды окунуться в Иордань на Рождество – дело сугубо добровольное, Церковь к этому не призывает
Трижды окунуться в Иордань на Рождество – дело сугубо добровольное, Церковь к этому не призывает
В этот праздник мы можем и должны осознать, что даже через обряды к человеку приходят мир и покой, но требуются от человека как раз не обряды, а единственно чистое сердце.

Сретение. 15 февраля

-8

По иудейскому обряду младенца Иисуса приносят в храм для посвящения Его Богу. В этот момент в храме находится праведный Симеон, который, по преданию, так желал увидеть Господа, что к нему явился ангел и сказал: «Ты не умрёшь, пока не увидишь Бога, ставшего человеком». Праведник, который так долго ждал этой встречи, сразу узнал Спасителя. Его сердцу подсказывает сам Бог, и Симеон, подхватив младенца, объявляет всем, что именно этого младенца так долго ждал израильский народ. Именно он есть свет для язычников, которые тоже ждут спасения. Вместе с ним Мессию в младенце признала старая пророчица Анна, жившая при храме.

Праздник говорит о том, что Спаситель мира, в каком бы виде он нам ни являлся, всегда радость для тех, кто его ждёт. Даже если за этой встречей, как в случае с праведным Симеоном, идёт смерть.

Благовещение. 7 апреля

-9

Благую весть принёс архангел Гавриил Деве Марии. Но эта весть, возможно, как раз для Девы Марии была не столь радостна. Скорее трагична, глубока и тяжела, ведь посланник, а именно так переводится слово «ангел», поведал ей о том, что Бог усмотрел в ней своё вместилище. И тот, которого слушаются ангелы, тот, который родится от неё и станет её сыном, умрёт самой жестокой смертью. Творец не диктует, не насилует волю Марии, но ждёт от неё искреннего, подлинного согласия на такие тяжёлые страдания. И только когда Богородица говорит «да», ангел отвечает, что Дух Святой Сам осенит её.

Действительно, жизнь с живым Богом не бывает страшной, он не будет притеснять свободу, но отношения с Творцом очень болезненные, так же как и отношения с живым человеком. И свобода человека настолько свята и неприкосновенна, что даже ангелы вынуждены стоять и ждать ответа от человека.

Вход Господень в Иерусалим. За неделю до Пасхи

-10

В этом году приходится на 25 апреля, но иногда он бывает раньше Благовещения.

Вход Господень в Иерусалим – это вход царя, великого иудейского императора или как минимум талантливого полководца и диктатора, который вот-вот выведет свой народ из рабства. Но вместо этого Мессия, которого так ждали иудеи, говорит: «Братья, Моё царство не от мира этого, и кровавые законы захвата власти не для Меня. Я пришёл дать вам вечное, а не блестящее, но ветхое. У Меня свои правила, и то, что может быть для вас великим, то для Меня ничтожно». Но люди, которым была открыта эта тайна, которые всю историю свою, многие тысячелетия ждали Его, в итоге были ослеплены блестящими идолами в своих душах и не смогли увидеть настоящего спасения. Люди предали того, кто пришёл их спасти. И фонтан радости, полагание одежд под копыта вёзшего его молодого ослика уже скоро сменились криками «Самозванец, предатель, лжец, распните Его»…

Пасха. 14 ниссана, 1-е воскресенье после полнолуния и после иудейской Пасхи

-11

В этом году приходится на 2 мая. Самая ранняя Пасха бывает 4 апреля, и в редких случаях она предвещает Благовещение или совпадает с ним. Самая поздняя может быть 8 мая.

Люди пекли на Пасху куличи и красили яйца даже в советские годы
Люди пекли на Пасху куличи и красили яйца даже в советские годы

Радость сменяется горем, но и горе – не приговор, а ожидание ещё большей радости. Тот, которого предали, которому сначала стелили одежды и пели «Осанна!», который добровольно пошёл на страдания за человека, который своим смелым взглядом и чистой душой победил и разломил костлявый пустой череп смерти, воскрес из мёртвых! Жизнь человека с точки зрения христиан смертна только потому, что он впустил в неё пустоту, тьму. Ведь тьма (зло) – это отсутствие света (добра). И Бог долго готовил человека к этому свету, чтобы от резкой вспышки он не ослеп, но, окрепнув, смог впустить в своё сердце этот свет и войти в бессмертие.

Вознесение Господне. На сороковой день после Пасхи, в этом году 10 июня

-13

Считается, что своим Вознесением Христос поставил человеческое достоинство рядом с достоинством Бога. Когда Господь создал человека, он сотворил в нём маленького творца. И этот творец оскорбил своего создателя, решив стать могущественнее него. Но Бог этого маленького бога опять вознёс на небо и по Своей любви и милости даровал человеку великое достоинство.

Троица. Через 10 дней после Вознесения, в этом году 20 июня.

Троица. Икона Андрея Рублёва, 1422-1427 год
Троица. Икона Андрея Рублёва, 1422-1427 год

Христос обещает после Вознесения послать Утешителя, говорит, что Святой Дух вдохновит сердца апостолов на жизнь с Богом. То есть он продолжает общение с человеком и в наши дни. Тогда это были апостолы и Богородица, а теперь это мы с вами – люди, живущие в XXI веке, которые также нуждаются в полной и совершенной жизни, далёкой от зла и причастной любви.

Преображение Господне. 19 августа

-15

Иисус Христос на горе Фавор преобразился на глазах своих учеников, показав, что человек может по-настоящему просветиться и обновиться. Так он укрепил их сердца, упреждая время смуты, когда его поведут на казнь, как отпетого преступника.

Праздник учит, что просвещение и преображение возможно для любого человека и по-настоящему человек предназначен именно для такого преображения.

Успение Пресвятой Богородицы. 28 августа

-16

Начинаясь Рождеством Пресвятой Богородицы, заканчивается он её смертью. Смерть является для человека естественным заключением жизни, но если все события, о которых мы говорили, проявили себя в жизни этого человека должным образом, его душа наполнится большой радостью. И в итоге его ждёт воскресение, как это и произошло с Богородицей. Которая, по христианскому преданию, воскресла и была взята на небо в своём земном облике и состоянии.

Захар САВЕЛЬЕВ, Москва

© "Союзное государство", № 5, 2018

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

ВЕРА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Семь интересных, но малоизвестных историй из жизни Хирурга и Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

При прощании с Владыкой Филаретом произошло обыкновенное чудо

В белорусском противостоянии должна быть презумпция благородства, а не низости

Как живут старообрядцы в Сибири в XXI столетии: вековые традиции, крепкая вера и крепкие семьи

Валаам: Остров послушания

Экзарх всея Беларуси об автокефалии БПЦ

Как справляет Новый год сельский священник под Урюпинском