Найти тему

С ружьем в лесу

На написание сего блога меня подвигло прочтение множества комментариев к размышлениям различных авторов, которые раскрывают читателям проблематику юридической оценки нахождения охотника с оружием в охотничьих угодьях без разрешения на добычу природных ресурсов (например, при проезде/проходу к месту охоты) либо до начала срока открытия охоты (накануне) и т.д.

Доводы, примеры и выводы самые различные, но все сходятся в едином мнении о некомпетентности и вредной сущности чиновников, не совершенстве нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере охоты и сложившейся негативной судебной практике по отношению к охотникам.

Поскольку сам являюсь обладателем заветной зеленой книжечки и нескольких единиц, хранящихся в железном ящике, а также домика в практически заброшенной деревне, путь к который лежит через темный лес с его обитателями, относящийся к владениям одного из охотничьих обществ, тема меня безусловно интересует и волнует ибо некоторые единицы стоят неплохих денег и намерений передавать их государству безвозмездно у меня нет.

Итак, в 2020 году приняты поправки (вступили в силу с 01.01.2021 г.) в нормативные акты регламентирующие общественные отношения в сфере охоты. Основная часть изменений направлено на борьбу с браконьерством, что можно только приветствовать, но сделано это не совсем корректно с точки зрения юридической техники.

Основным нормативным актом в интересующей нас области является Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -ФЗ Об охоте).

В статье 1 указанного закона, содержатся основные понятия, среди которых, нас интересуют три:

1) охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5 статьи 1);

2) орудия охоты - огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон "Об оружии"), а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты (пункт 5 статьи 1);

3) продукция охоты - - отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (пункт 9 статьи 1).

Хочу обратить внимание, что пункт 5 статьи 1 ФЗ Об охоте состоит из одного абзаца, не содержит никаких отсылок, а значит является исчерпывающим определением понятия "охота"

Согласно этого пункта, термин "охота" содержит следующие обязательные признаки:

а) деятельность;

б) деятельность связана:

- с поиском;

- выслеживанием;

- преследованием охотничьих ресурсов;

- добычей охотничьих ресурсов;

- переработкой охотничьих ресурсов;

- транспортировкой охотничьих ресурсов.

Иными словами, исходя из буквального толкования приведенного определения, нахождение в охотничьих угодьях с оружием без цели поиска, выслеживания, преследования, добычи, обработки, транспортировки охотничьих ресурсов, не может расцениваться как охота.

Вроде бы все предельно ясно и четко описано, но откуда же берутся разночтения в толковании и в связи с чем ломаются копья в спорах.

В части 2 статьи 57 ФЗ Об охоте содержится специальная норма (специальная, поскольку применяется при наличии определенных условий), которая гласит, что "в целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами".

Еще раз обращаю внимание на слова "В ЦЕЛЯХ НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬИ". Наличие подобной оговорки, говорит о том, что условие, в соответствии с которым к охоте приравнивается нахождение……, действует ТОЛЬКО в рамках статьи 57 ФЗ Об охоте, которая называется "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХОТЫ И СОХРАНЕНИЯ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ".

Полностью статьи выглядит так.

-2

То есть, для того чтобы физическому лицу "попасть" под действие этой статьи необходимо:

1) нарушить законодательство;

2) находиться в охотничьих угодьях с орудиями охоты и продукцией охоты;

3) находиться в охотничьих угодьях с продукцией охоты.

Нахождение в охотничьих угодьях с собаками охотничьих пород и ловчими птицами в тему рассматриваемого вопроса не входят, поэтому не буду на этом останавливаться.

С федеральным законом надеюсь все понятно, никаких проблем для человека с ружьем в охотничьих угодьях, не бегающего за дичью и не таскающего ее, он не несет.

Проблема возникает при толковании Правил охоты, которые утверждены Приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты" всоответствии с частью 4 статьи 23, пунктом 6 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - правила охоты).

По своей сути, Правила охоты по отношению к ФЗ Об охоте являются подзаконным актом, приняты в развитие федерального закона и не могут противоречит ему.

Не известно по какой причине, но Минприроды при разработке и утверждении Правил охоты, расширил понятие "охота", приравняв к ней нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, тем самым создав противоречие ФЗ Об охоте.

-3

При чем, сделал это Минприроды довольно неуклюже, с технической ошибкой. Пункт 4 Правил охоты содержит отсылку на ч.2 ст. 56 ФЗ Об охоте, подразумевая ч. 2 ст. 57 ФЗ Об охоте.

-4

Статья 56 состоит из одной части и уж тем более, не содержит условия о приравнивании нахождения в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

-5

Видимо Минприроды тонко затроллил всех нас таким образом и отправил в долгую дорогу по судам во всех инстанциях.

В завершении хочу пожелать всем, и охотникам, и должностным лицам оставаться людьми. Первым не уничтожать все живое в радиусе 300 метров вокруг себя с ружьем, вторым не руководствоваться откровенно косячным приказом не портит людям жизнь по формальному признаку.