Найти тему

Трансмиссия 1х рулит!

Поклонником велотрансмиссии 1х я стал случайно. У меня был - обычный горный велосипед со стандартным «тройничком» спереди 48х36х26 и 9-ти скоростной кассетой 11х32 сзади. И, вот, когда я готовил вел к зиме, решил обновить всю трансмиссию: цепь, кассету, передние звёзды. Запчасти заказал на али. Но, по невнимательности купил ведущую звезду на 36 зубцов «Narrow Wide» – тогда я ещё не знал, что это такое. Понял, что она не подойдёт для системы с передним переключателем, лишь когда звезда уже была у меня на руках. Первой мыслью было купить другую, подходящую звёздочку. Но тут я вспомнил о нескольких обзорах велосипедов с одной ведущей звездой, которые я смотрел - и подумал – а почему бы не попробовать самому?

Манетку и переклюк демонтировать оказалось очень просто и вот я стал обладателем модной 1х трансмиссии. Визуально велосипед стал выглядеть интереснее: исчезли нагромождения с руля, стало меньше тросов, система приобрела стильной вид. Как бонус - вес вела уменьшился грамм на 500.

Тест-драйв тоже не разочаровал. Перекос цепи, которым раньше так пугали – оказался совсем нестрашен. Разгон быстрый, ход мягкий. Диапазона передаточных чисел хватает. Зато постоянно, в фоне, не нужно думать над тем, не пора ли переключить передний переклюк или пока достаточно на заднем. Исчезла необходимость в этом замороченном переключении, когда на передний закидываешь, а с заднего нужно пару раз скинуть. Управление стало логичным – хочешь ехать быстрее, дёргаешь один рычажок, хочешь медленнее – другой. Пропала даже необходимость периодически заглядывать на индикатор включённой передачи. Нет, я не скажу, что эта работа с передним переключателем прямо сильно напрягала – ведь опытный велосипедист такие вещи делает на подсознательном уровне. Но, тем не менее, определённый дискомфорт вносился. Пожалуй, чувство сравнимо, когда заменяешь машину с механической коробкой передачи на автомат. Казалось бы, пустяк – но мало кто возвращается обратно.

Правда, когда выпал снег и стало нужно ездить по слякоти, я почувствовал, что всё-таки нижней передачи не хватает – тем более в одном месте моего маршрута нужно ехать в горочку. Заменил кассету 11х32 на 11х36 – таким образом появилось мощное соотношение 1 к 1. В комбинации с широкими циклокроссовыми покрышками 700х35 вел стал переть как танк. А если бы мне и этого соотношения было мало – я бы заменил ведущую звезду на 34-зубую.

К концу зимы я всё-таки заменил ведущую звезду на такую же 36-зубую, но овальную. Появилось ощущение, что теперь трансмиссия для меня идеальна. В отличии от старого «тройничка» я начал использовать все 9 звёзд кассеты. Впрочем, самую маленькую 11-зубую включаю очень редко, лишь когда разгоняюсь до 40км/ч - поэтому запас по скорости – имеется. «Низов» тоже хватает.

Поэтому моё мнение - велосипеды с передними переклюками будут постепенно терять свои позиции. Раньше, в 70х годах, когда кассеты были максимум на 5 звёзд, передний переключатель был необходимостью. Но сейчас, есть кассеты на 11, 12 и даже 13 звёзд. Они обеспечивают весьма широкий диапазон с плавным переходом между соседними передачами. Передний переключатель выглядит как анахронизм (за исключением случая профессиональных велогонщиков).

Трансмиссия 1х9, 36 спереди, 11х36 сзади. Зимой чувствует себя прекрасно! фото автора.
Трансмиссия 1х9, 36 спереди, 11х36 сзади. Зимой чувствует себя прекрасно! фото автора.

Впрочем, у трансмиссий 1х есть и недостатки.

  • Нужно точно подбирать размер ведущей звезды и диапазон кассеты в зависимости от конкретного велосипедиста и его физической подготовки. У трансмиссий 2х, 3х – это проявляется в меньшей мере, т.к. там диапазон передаточных соотношений, как правило, избыточен.
  • Из-за сильных перекосов цепи, в теории, происходит более быстрый износ компонентов. Впрочем, в своём случае, я этого не заметил, хоть и проехал уже тысячи 2 км на 1х. С другой стороны – удобство, обеспечиваемое 1х того стоит.
  • Для обеспечения соизмеримого числа доступных передаточных соотношений, нужно использовать кассеты с большим числом звёзд, относительно трансмиссий 2х, 3х. Поэтому, хоть на велосипеде не будет переднего переключателя, возможно, он будет стоить дороже (велокомпоненты дорожают в геометрической прогрессии, в зависимости от числа звёзд в кассете)

Но, несмотря на все эти недостатки, свой следующий велосипед я буду собирать на трансмиссии 1х! И, видимо, мне придётся его собирать самому, т.к. из представленных в продаже велосипедов с 1х – очень мало. А покупать с двойничком, что бы его снять – странно.

PS: про звёзды Narrow-Wide и овальные можно прочитать в другой моей заметке - ссылка.

Друзья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! На нём уже размещено много материалов про велосипеды, а я продолжаю работать над новыми.

Авто
268,3 тыс интересуются