Поклонником велотрансмиссии 1х я стал случайно. У меня был - обычный горный велосипед со стандартным «тройничком» спереди 48х36х26 и 9-ти скоростной кассетой 11х32 сзади. И, вот, когда я готовил вел к зиме, решил обновить всю трансмиссию: цепь, кассету, передние звёзды. Запчасти заказал на али. Но, по невнимательности купил ведущую звезду на 36 зубцов «Narrow Wide» – тогда я ещё не знал, что это такое. Понял, что она не подойдёт для системы с передним переключателем, лишь когда звезда уже была у меня на руках. Первой мыслью было купить другую, подходящую звёздочку. Но тут я вспомнил о нескольких обзорах велосипедов с одной ведущей звездой, которые я смотрел - и подумал – а почему бы не попробовать самому?
Манетку и переклюк демонтировать оказалось очень просто и вот я стал обладателем модной 1х трансмиссии. Визуально велосипед стал выглядеть интереснее: исчезли нагромождения с руля, стало меньше тросов, система приобрела стильной вид. Как бонус - вес вела уменьшился грамм на 500.
Тест-драйв тоже не разочаровал. Перекос цепи, которым раньше так пугали – оказался совсем нестрашен. Разгон быстрый, ход мягкий. Диапазона передаточных чисел хватает. Зато постоянно, в фоне, не нужно думать над тем, не пора ли переключить передний переклюк или пока достаточно на заднем. Исчезла необходимость в этом замороченном переключении, когда на передний закидываешь, а с заднего нужно пару раз скинуть. Управление стало логичным – хочешь ехать быстрее, дёргаешь один рычажок, хочешь медленнее – другой. Пропала даже необходимость периодически заглядывать на индикатор включённой передачи. Нет, я не скажу, что эта работа с передним переключателем прямо сильно напрягала – ведь опытный велосипедист такие вещи делает на подсознательном уровне. Но, тем не менее, определённый дискомфорт вносился. Пожалуй, чувство сравнимо, когда заменяешь машину с механической коробкой передачи на автомат. Казалось бы, пустяк – но мало кто возвращается обратно.
Правда, когда выпал снег и стало нужно ездить по слякоти, я почувствовал, что всё-таки нижней передачи не хватает – тем более в одном месте моего маршрута нужно ехать в горочку. Заменил кассету 11х32 на 11х36 – таким образом появилось мощное соотношение 1 к 1. В комбинации с широкими циклокроссовыми покрышками 700х35 вел стал переть как танк. А если бы мне и этого соотношения было мало – я бы заменил ведущую звезду на 34-зубую.
К концу зимы я всё-таки заменил ведущую звезду на такую же 36-зубую, но овальную. Появилось ощущение, что теперь трансмиссия для меня идеальна. В отличии от старого «тройничка» я начал использовать все 9 звёзд кассеты. Впрочем, самую маленькую 11-зубую включаю очень редко, лишь когда разгоняюсь до 40км/ч - поэтому запас по скорости – имеется. «Низов» тоже хватает.
Поэтому моё мнение - велосипеды с передними переклюками будут постепенно терять свои позиции. Раньше, в 70х годах, когда кассеты были максимум на 5 звёзд, передний переключатель был необходимостью. Но сейчас, есть кассеты на 11, 12 и даже 13 звёзд. Они обеспечивают весьма широкий диапазон с плавным переходом между соседними передачами. Передний переключатель выглядит как анахронизм (за исключением случая профессиональных велогонщиков).
Впрочем, у трансмиссий 1х есть и недостатки.
- Нужно точно подбирать размер ведущей звезды и диапазон кассеты в зависимости от конкретного велосипедиста и его физической подготовки. У трансмиссий 2х, 3х – это проявляется в меньшей мере, т.к. там диапазон передаточных соотношений, как правило, избыточен.
- Из-за сильных перекосов цепи, в теории, происходит более быстрый износ компонентов. Впрочем, в своём случае, я этого не заметил, хоть и проехал уже тысячи 2 км на 1х. С другой стороны – удобство, обеспечиваемое 1х того стоит.
- Для обеспечения соизмеримого числа доступных передаточных соотношений, нужно использовать кассеты с большим числом звёзд, относительно трансмиссий 2х, 3х. Поэтому, хоть на велосипеде не будет переднего переключателя, возможно, он будет стоить дороже (велокомпоненты дорожают в геометрической прогрессии, в зависимости от числа звёзд в кассете)
Но, несмотря на все эти недостатки, свой следующий велосипед я буду собирать на трансмиссии 1х! И, видимо, мне придётся его собирать самому, т.к. из представленных в продаже велосипедов с 1х – очень мало. А покупать с двойничком, что бы его снять – странно.
PS: про звёзды Narrow-Wide и овальные можно прочитать в другой моей заметке - ссылка.
Друзья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! На нём уже размещено много материалов про велосипеды, а я продолжаю работать над новыми.