В январе на бейном аукционе всплыла серия не плохих по качеству немецких фотографий, сделанных на фоне захваченного польского бронепоезда, определить который не составило труда. Им оказался бронепоезд примечательно судьбы известный как № 13 «General Sosnkowsky». Эти фотографии ни где ранее не публиковались, тем не менее бронепоезд легко опознается не только по облику материальной части, но и по огромной воронке рядом с ним. Бронепоезд № 13 оказался единственным польским бронепоездом, выведенным из строя немецкой авиацией. Однако захвачен он был по всей видимости 217-ой пехотной дивизией, в альбоме военнослужащего которой и нашлись эти фото.
Бронепоезд строился в 1920 году для компенсации потерь, вызванных советским наступлением на Варшаву. Два артиллерийских вагона «тип I» для ускорения строительства он были спроектированы на основе трофейных чертежей советского броневагона Юго-Западной железной дороги с небольшими технологическими изменениями и получили на вооружение две 76-мм пушки каждый. Именно по этим артиллерийским вагонам бронепоезд и узнается. Остальные бронепоезда имели чисто польское происхождение и визуально отличались.
14 октября бронепоезд был сдан армии в составе 2-х артиллерийских вагонов, штурмового вагона, забронированного паровоза и нескольких контрольных платформ.
На рубеже 1920-1930-х годов «Генерал Сосновский» и его вагоны подверглись модернизации. Усовершенствован паровоз серии Ti3, вооружение вагонов заменено штатным (75-мм пушки wz.02/26, пулеметы wz.08) и добавлены зенитные пулеметы. Поезд также получил оборудование для радиосвязи и проводной связи.
В 1939 году бывший «Генерал Соснковский» был мобилизован как бронепоезд № 13 в составе двух оригинальных артиллерийских вагонов типа I и нового штурмового вагона. В отличие от штатных польских бронепоездов, он получил более слабый взвод бронедрезин, состоящий из двух типовых бронедрезин R (танки FT-17 на железнодорожных платформах) и двух старых бронедрезин Tatra T18 "Zuk" вместо 5 танкеток ТК на платформах. В таком виде он и вступил в войну.
1 сентября 1939 года эшелон, приписанный к армии «Модлин», ушел в Насельск в резерв армии. 3 сентября экипажу пришлось ремонтировать пути в Насельске, поврежденные во время сильных налетов немецкой авиации, а вечером поезд был отправлен в Цеханов, где происходили бои. Дрезина типа R на базе танка FT-17, посланная в разведку, была обстреляна противотанковыми пушками, приближаясь к уже занятому Цехануву, но ее экипаж умудрился захватить пленного, который дал информацию о противнике. Затем поезд вернулся в Модлин и 5 сентября он патрулировал между Насельском и Плоньском. Бронепоезд возле Помехувека подвергся атаке немецких самолетов, один или даже два из которых были сбиты. Бронепоезд активно вел разведку, каждые несколько часов передавая рапорты, которые служили источником информации для личного состава армии о положении противника и своих войск.
Затем бронепоезд № 13 уехал на участке Вышкув. В ночь с 7 на 8 сентября из-за отсутствия других средств связи он был использован для обнаружения командования оперативной группы «Вышкув» и передачи ему приказов штаба армии. Затем поезд усилил оборону южного берега Буга. 9 сентября поезд, поддерживал 3-й батальон 5-го ИК, оборонявший район мостов у Вышкова, помог ликвидировать попытку немцев перейти Буг в районе Рыбно (5 км от г. Вышкув) и вел огневую дуэль с немецкой артиллерией, стрелявшей из Белой пущи. Бронепоездом часто командовал заместитель командира, в том числе во время его бомбардировок, т.к. капитан Млодзянковский был вынужден лично искать штабы частей на мотоцикле и поддерживать связь. В общем, ситуация с командованием польскими частями по воспоминаниям хаотична ...
При отступлении армии «Модлин» с линии Буг 10 сентября бронепоезд № 13 "Генерал Сосновский" вышел из Вышкова чтобы прикрыть отступление 33-ей пехотной дивизии на Модлин. Хозяйственный состав был отправлен в Минск-Мазовецкий, а бронетанковое депо прибыло в Лохув около полудня, чтобы прикрыть отступление 116-й пехотной дивизии из Бранщикского района в Жилинский лес. К бронепоезду были прицеплены цистерна с водой и один хозяйственный вагон - гауптвахта. Около 14 часов поезд попытался выйти на левый берег реки Ливец, его команда ремонтировала пути в районе станции Лохув. Во время проезда по станционным путям в районе пересечения с дорогой на Вышкув произошел налет пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Между рельсами взорвалась одна 250-килограммовая бомба (по другим данным 500 кг) и идущий на медленной скорости бронепоезд был сброшен с путей. В штурмовом вагоне возник пожар. Вместе с бронепоездом погибли и обе дрезины «Татры», но почему-то их нет на фото.
Вопреки впечатлению от разбитого поезда, его повреждения были невелики, поскольку в первую очередь он просто сошел с рельс в результате близкого разрыва. К сожалению, достоверных сведений о дальнейшей судьбе бронепоезда «Генерал Сосновский» нет. Он оставался на месте в течение следующих нескольких месяцев, после чего немцы установили вагоны и локомотив на рельсы, о чем свидетельствует миниатюрное фото.
По мнению некоторых авторов, немцы приняли его на вооружение и использовали в нападении на Данию в 1940 году - якобы его перевезли на железнодорожном пароме в Гедсер, но затем его след обрывается.
Интересна судьба польского экипажа бронепоезда. Покинув обреченный состав, его экипаж добрался в Минск Мазовецкого воеводства, куда уже прибыл хозяйственный эшелон бронепоезда. Несмотря на утрату материальной части последний боевой эпизод бронепоезда № 13 произошел 11-16 сентября, когда его хозяйственный поезд был заблокирован в огромной железнодорожной пробке протяженностью несколько километров к востоку от Минска Мазовецкого, в районе Мрозы-Рутка. Экипаж под командованием капитана Млодзянковского создал импровизированную батарею из 4-х полевых пушек, найденных в брошенных поездах (две из них были размещены на платформах как «железнодорожная артиллерия»), и капитан. Внуковский принял командование импровизированным пехотным батальоном. Экипаж поезда № 13 в таком составе участвовал в обороне польской группировки в г.Затор,
Несмотря на атаки немецкой авиации на польский железнодорожный транспорт и вопреки распространенному мнению, что бронепоезда можно легко уничтожить, «Генерал Сосновский» был единственным польским регулярным бронепоездом уничтоженным Люфтваффе. Кроме того, авиация уничтожила только импровизированный бронепоезд «Смок Кашубски» сухопутной обороны побережья. Застрявший в пробке бронепоезд № 51 «I Marszałek» подвергся бомбардировке советскими самолетами, но он не был уничтожен, а причиной его оставления экипажем было общее положение дел.
Ниже представляю вашему вниманию ранее известные фотографии захваченного немцами бронепоезда № 13 "Генерал Сосновский" из группы "История бронепоездов" социальной сети ВКонтакте.
Несколько видов с воздуха. По ним видно, что как минимум две авиабомбы упало на станцию, но не одна из них не попала точно в бронепоезд. Тем не менее он был выведен из строя.
Общие виды
С левой стороны
Второй момент благодаря которому этот бронепоезд вошел в историю. Разбитый бронепоезд № 13 "Генерал Сосновский" показывали Гитлеру при его посещении фронта. Как писал в своих воспоминаниях шеф политической разведки Вальтер Шеленберг, «Гитлер ползал среди железного лома, внимательно все осматривал. Три или четыре бомбы упали около поезда, отчего образовались огромные воронки. Подсчитав количество прямых попаданий и близких от цели разрывов, фюрер распорядился улучшить бомбовый прицел пикирующих бомбардировщиков. Он сам измерил толщину брони поезда и осмотрел вооружение, калибр орудий и т.п. Он непременно хотел знать все сам и лазал повсюду, и повсюду, пыхтя и обливаясь потом, лазал за ним Кейтель».
Теперь мы можем судить что было немного не так как представилось Шеленбергу
На этом пока все.
Использованы материалы группы "История бронепоездов" социальной сети ВКонтакте.
Предыдущий репортаж на тему польских бронепоездов - С чьими танками сражался Вермахт на станции Жабинка под Брестом?
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые репортажи