Правдивый рассказ от одного из SEO-специалистов студии Semantica
Когда я только начинал свою карьеру в SEO, я не понимал, почему сайт, который я продвигал не приближается к ТОПу. Я был уверен, что правильно собрал семантику и кластеризировал ее. Я наполнил сайт качественным, уникальным контентом, поправил его архитектуру, оптимизировал метатеги и ждал результата — но его не было. Оказалось, все дело в простейших технических ошибках: на ресурсе было несколько «битых» ссылок, пара дублей страниц, да и грузился он не быстро.
Так я понял, что начинать продвижение надо с технического аудита: обидно, если из-за технических ошибок Яндекс и Google не пустят ваш идеально оптимизированный сайт в ТОП!
Сейчас расскажу, что такое технический аудит и чему обязательно нужно научиться начинающему SEO-специалисту. Кстати, курс по техническому аудиту включен в программу базовых курсов от школы Семантика — готовы научить, если вы еще не делаете его самостоятельно!
Что такое технический аудит и чем он отличается от других видов аудита
Технический аудит сайта — это комплекс работ для определения эффективности работы ресурса с технической точки зрения.
Помимо технического, существует несколько других разновидностей аудита:
- поисковый, или SEO-аудит позволяет оценить, как видят сайт поисковые системы. Его основная цель — выяснить, отвечают ли тексты на сайте запросам пользователей;
- юзабилити-аудит показывает, выглядит ли ресурс привлекательным для пользователя, удобен ли он для него. В ходе этого аудита оценивают, насколько удобна навигация на сайте, интересна ли пользователю размещенная информация;
- маркетинговый аудит оценивает эффективность ресурса в контексте рыночного сегмента.
Технический аудит проверяет работу сайта с технической стороны. Вот примерный список того, что будет проверено в ходе технического аудита:
- наличие ошибок в коде;
- правильность архитектуры сайта;
- скорость загрузки страниц;
- корректность ответов сервера;
- работу редиректов;
- отсутствие дублей страниц;
- наличие битых ссылок;
- правильность заполнения файлов Robots.txt;
- наличие карты сайта.
Когда нужен технический аудит
Как я уже говорил, лично я всегда начинаю работу над с сайта с технического аудита — зачем тратить ресурсы и время на оптимизацию, если сайт долго грузится, на нем куча ошибок, а части страниц вообще не существует? Ни один пользователь все равно на нем не задержится!
Технический аудит стоит проводить не только перед подготовкой сайта к запуску, но и тогда, когда он уже работает. Обычно я делаю это раз в полгода — но иногда провожу и внеплановый аудит.
Вот когда мне становится очевидно, что сайт требует срочного технического аудита:
- сайт просел в выдаче;
- на сайте есть посетители, но они быстро покидают ресурс, и не совершают целевого действия;
- сайт попал под санкции от поисковиков — возможно, поисковая машина уже увидела проблемы в технической работе сайта.
Технические ошибки могут возникать из-за особенностей верстки сайта, новых принципов работы поисковиков, добавления нового контента на сайт — так что всегда прибегайте к аудиту, если обнаружите проблемы!
С помощью каких программ проводится аудит
Сейчас поговорим о ваших помощниках — платных и бесплатных сервисах, которые нужны для проведения технического аудита.
Бесплатные сервисы
Это наши любимые Search Console от Google и Яндекс.Вебмастер. С их помощью можно узнать, что:
- ресурс попал в бан из-за большого количества ошибок;
- присутствует ошибка в метатегах;
- на ресурсе есть битые ссылки;
Иногда бесплатных помощников от Яндекс и Google вполне достаточно, а иногда требуется более серьезный аудит — и тут подмога приходит вместе с платными сервисами.
Платные сервисы
Техническую сторону сайта можно проанализировать с помощью этих программ:
- NetPeak Spider
- Screamingfrog
- RDS бар
У первых двух программ понятный интерфейс — даже начинающему специалисту будет несложно разобраться. А RDS бар и вовсе простой для установки и использования плагин, который позволяет анализировать страницу по выбранным параметрам.
Чему необходимо научиться
Итак, вот что должен уметь проверить SEO-специалист, чтобы провести полный технический аудит сайта:
- размер кода и его чистоту, комментарии к коду страницы и единство кодировки на всех страницах сайта;
- скорость загрузки сайта. Допустимый временной максимум — 5 секунд;
- открыта ли для индексации система навигации на сайте;
- правильность JS-скриптов;
- функциональность CMS — системы управления контентом;
- оформление изображений — у них должен быть заполнен атрибут ALT;
- правильность отображения текста;
- правильность разметки страницы: только один заголовок H1 на каждой странице, правильная иерархия последующих заголовков;
- наличие оптимизированного логотипа у сайта;
- одинаково ли отображается ресурс в разных браузерах;
- правильно ли сайт отображается на мобильных устройствах;
- корректен ли HTML;
- понятны ли URL-адреса;
- нет ли дублей страниц;
- правильно ли заполнен файл robots.txt: скрыты ли в нем от индексации технические страницы сайта, страницы в разработке и тестовые домены;
- наличие одного главного зеркала сайта;
- наличие и «хлебных крошек» и правильность их иерархии;
- отсутствие битых ссылок;
- правильность кодов ответа сервера;
- корректность карты сайта;
- отсутствие вирусов.
Где всему научиться
Если список того, что надо уметь анализировать, смутил вас — приходите учиться! За 5 недель вы освоите курс «Технический аудит сайта своими руками» и будете прекрасно разбираться в одном из главных направлений SEO!
Учитесь и находите ошибки на продвигаемом ресурсе легко и быстро! Успехов!