Лена была воспитательницей в детском саду у моего сына. Доброжелательная, улыбчивая, красивая. Знала я её ещё до переезда в Грецию. Неудачная семейная жизнь Лены не была секретом: муж оставил её с тремя детьми, уехал на заработки куда-то на Урал, да там и остался. Женился, завёл детей, и о своей первой семье не вспоминал.
- На свою скромную зарплату поднимала Лена своих детей. Помогали родители, как могли. А тут 90-е и она, будучи гречанкой, переехала в Грецию вместе со своей семьей. Вступила в программу помощи репатриантов, подучила греческий и стала работать сиделкой. Периодически мы с ней встречались в нашем городке. Видела я её, как всегда, жизнерадостной, ухоженной, милая улыбка никогда не сходила с лица. Мне часто, при виде её, приходила мысль о том, что вот ведь какая молодчина: одна тянет троих детей и никогда не жалуется!
При встречах она рассказывала о своих успехах, с её слов у неё всегда всё было хорошо.
А тут встречаю её как-то на рынке рядом с высоким, интересным седовласым мужчиной, спортивного сложения, местным греком. Зашли в ближайший кафетерий, сидим, пьем кофе. Она меня с ним познакомила, и, пользуясь тем, что Георгий не знал русского, сияя от счастья, наспех, стала рассказывать:
-Ты себе не представляешь: я устроилась сиделкой к его матери и вот теперь у меня с ним отношения... Мне так стыдно! Что скажут люди? Позор такой! Мне уже 44 года, а туда же!
-Леночка, милая, с какой стати позор-то? Живи для себя, детки выпорхнут из дома, и что потом? Столько лет ты одна их тянешь, про себя забыла?! Да кому какое дело до твоей жизни! Ну, поболтают и перестанут!
-Ты это серьёзно говоришь? Вот, смотри, он меня на рынок заставил вместе выйти, меня все знают, пялятся, а я не знаю даже, как себя вести...
-Да что за ерунда! Выше голову: тебе просто повезло: смотри, какой симпатичный мужчина! Да, кто-то завидует, кому-то просто любопытно. Ну и Бог с ними! Тебе-то что?
Мы перешли на греческий из уважения к Георгию.
- Честно сказать, все проходящие мимо наши земляки, действительно, сворачивали шею. Да и местные не отставали! Это было трудно не заметить. Интересно было то, что эта пара выглядела очень органично. Смотреть на них было одно удовольствие! Как рассказывала Лена-Георгий уже лет пять вдовец, двое взрослых детей, уже имеют семьи, живут отдельно. У него самого строительная фирма, хорошо зарабатывает, большое хозяйство.
Но всё это ерунда! Георгий искренне полюбил Леночку! Это видно было по его глазам, которые, конечно, просто светились счастьем. По его рукам, которыми он всё искал повод дотронуться до неё... По его бархатистому голосу, которым он, обращаясь к ней, говорил, как если бы она была ребенком.
Боже, как же я была рада за неё. Конечно, где-то в подсознании был страх: а вдруг он с ней просто играет: ведь Лена ухаживает за его матерью и он просто пользуется ею? Но я гнала от себя эти мысли: ведь видно было, как ей хорошо сегодня, как она рада...
Но что мне с собой делать: человек я прагматичный. Нашла нужным как-то предостеречь её. Поэтому тактично намекнула, чтобы она тихонько подвела эти отношения к официальному браку. На что Лена мне ответила:
-Поверишь? Вот ничего не хочу от него! Совсем! Лишь бы всё было так, как сегодня!
Встретились мы с Леной в следующий раз где-то через полгода. И опять на рынке. Как и в предыдущий раз они были вместе, но на этот раз они шли, держась за руки, как студенты... После приветствий присели на лавочке.
-Можешь поздравить меня: мы официально зарегистрировали наш брак!
-Ах! Моя ты хорошая! Как же я за тебя рада! Теперь я совершенно за тебя спокойна! А как твои дети отнеслись к этому?
-Да рады они за меня! Очень рады!
-А его дети как к этому отнеслись?
-Тоже всё хорошо! И его сын и дочь, меня подарками осыпают, столько внимания от них, ты не представляешь! Моим детям тоже рады, не обделяют. Знаешь, Георгий мне сказал, что, не дай Бог, что случится, я буду иметь право на его пенсию!
И тут же поспешно перекрестилась:
-Не хочу его пережить... Без него мне ничего не надо!
На минутку её красивые глаза погрустнели, но она тут же отогнала от себя невесёлые мысли!
-Что это я? Всё будет хорошо! Ведь правда?
Прошло лет 15. Периодически мы с ней встречались. Всегда они были вместе и всегда в таком же настроении, как если бы они только что познакомились. По-прежнему на них были обращены взгляды прохожих... Кто-то смотрел с завистью, кто-то с восхищением!
Да! Было видно невооруженным глазом: Лена нашла своё долгожданное счастье!
И вот встречаю Лену в очереди в поликлинику. Я и не сразу её узнала: она в глубоком трауре. Вдруг постаревшая, осунувшаяся, глаза просто мёртвые... Сердце сжалось: беда у Лены. Страшная. Смотрю на неё и боюсь спросить. Едва разжав губы, тихо сказала:
-Правильно ты всё поняла. Потеряла я его, потеряла. Что я без него? Зачем мне жить?
Обняла её. Слов никаких не было. Какие слова могут быть в этой жуткой трагедии? Слезы просто прорвались у меня! Полезла за салфетками. А Лена начала говорить своим безжизненным голосом.
-А я не могу плакать. Совсем. Уже полгода, как похоронила. Я и себя похоронила с ним. Живу только, чтобы детей не огорчать.
- Мне говорить было трудно. Конечно же, я тот человек, который всегда имеет в своем арсенале достаточно много слов утешения. Но это был тот самый случай, когда любое слово прозвучит лживо и бестактно. Поэтому я и молчала.
В следующую нашу встречу Лена выглядела несколько лучше. Опять глубокий траур. Но она уже могла говорить. Мы пошли в кафетерий. В тот самый, где она меня знакомила с Георгием.
Лена рассказывала мне о своих детях, о детях Георгия. Я со своей прагматичностью не удержалась:
-Скажи, а как решился вопрос с имуществом? Вы столько лет прожили вместе? Дом перешел к тебе, надеюсь? Ведь своих детей он полностью обеспечил?
Она грустно вздохнула:
-Немножко неприятно вспоминать... Мы пока ещё 40 дней не закрыли, как сын Георгия заговорил о том, что дом по праву должен принадлежать им, детям. Мне-то совсем не до этих разговоров было! Я попросила его отложить эту тему на потом. Его сестра меня поддержала. Ну, а потом...
Потом мы собрались и поговорили. Я им сказала, что не претендую на дом, на хозяйство (они жили в селе и имели очень большое хозяйство, с которым справлялись вдвоем, иногда привлекая рабочих). Но другого дома у меня нет. И я попросила не прогонять меня, что я хочу дожить свой век в доме своего мужа. Сказала, что подпишу все документы, но с правом проживания.
Сыну не очень понравился мой ответ, но дочь Георгия меня поддержала. Она меня понимала... Что касалось денег, то мой Георгий позаботился об этом. Все наши совместные доходы от хозяйства и от его фирмы, автоматом шли на мой счет. Поверишь: даже не знаю толком, сколько там? Вот никак не соберусь с духом, пойти в банк, проверить. Но уже решила: поделю эту сумму на троих и две части отдам его детям. Мои тоже неплохо все устроены с его помощью, не должны обижаться. А его пенсия отошла ко мне, так что голодать мне точно не придется.
На губах Лены появилась едва заметная улыбка.
-Я так благодарна ему за те годы, что он мне подарил. Я знала, знала, что Бог мне послал его в награду за моё терпение. Я ценила каждый наш прожитый рядом день... И, конечно, я благодарна Богу за всё, вот только почему он у меня его забрал? Пусть заберет и меня...
- Боль сжала моё сердце... Было безумно жать эту чудесную женщину, умеющую ТАК любить.
Такая вот грустная история. Все мы не вечны. И надо, конечно, брать пример с этой удивительной женщины!
Каждый прожитый день надо ценить и успевать сказать своим близким, как мы их любим.
Чтобы не жалеть потом ни о чем...
Подписаться на канал можно здесь!