Отношение России к праву народов (наций) на самоопределение является сложным. Исторически сложилось так, что развитие этого права из политического принципа в международно-правовое во многом обязано созданием Советского Союза (где декларировалось право нации на выход из состава Союза) и Ленину (как пример можно выделить Финляндию, которой Ленин «подарил» независимость). Хотя позднее его первоначальный смысл и содержание претерпели определенную трансформацию (ввод войск в Чехословакию в 1968 году).
#политика россии #ссср #самоопределение
В сегодняшней международной-правовой практике сложилось следующее понятие данного термина, где
право на самоопределение означает, что любой народ (народность, нация) могут самостоятельно и независимо определять свой политико-экономический статус и свободно осуществлять своё социо- культурное развитие.
В Конституции Российской Федерации эта парадигма на самоопределение фигурирует в двух центральных положениях. Однако, в отличие от своих советских предшественников, Конституция России не признает конституционного права на отделение, и, следовательно, такое право субъектов Российской Федерации также исключается в российской конституционной доктрине. Эта общая оценка была подтверждена двумя решениями Конституционного Суда РФ, в котором данное право обсуждалось как принцип международного права, но в конечном итоге было признано подчиненным государственному суверенитету и неизменности территории России (в плане отчуждения).
За пределами своих территориальных границ практика России, в отношении права на самоопределение народов (народностей, наций), была относительно последовательной до провозглашения независимости Косово от Сербии в 2008 году.
До этого Россия считала себя связанной различными международными договорами, заключенными бывшими советскими республиками, которые взяли на себя обязательство признавать и уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость границ. В частности, Россия не признала ни одну из четырех отколовшихся республик в качестве независимых государств, возникших в процессе распада Советского Союза: Нагорный Карабах в Азербайджане, Приднестровье в Молдове, а также Абхазия и Южная Осетия в Грузии. С другой стороны, Россия в качестве посредника формировала переговорные процессы по всем четырем конфликтам, пытаясь найти приемлемый мирный путь и права на размещение российских миротворческих сил для предотвращения любых военных действий.
Российская государственная практика после отделения Косово
С признанием Абхазии и Южной Осетии, в качестве независимых государств, вскоре после провозглашения независимости Косово в 2008 году, подход России к данному вопросу изменился. Согласно российской аргументации, население Южной Осетии имело право на отделение после атаки грузинами города Цхинвала. Основополагающая правовая точка зрения, согласно которой право на самоопределение может давать право на отделение в «экстремальных ситуациях».
При присоединении Крыма, как и в случае с Южной Осетией, основным правовым аргументом России было то, что украинская революция создала «экстремальную ситуацию», в которой право Крыма на самоопределение больше не может осуществляться в конституционных рамках Украины. С дальнейшим обострением ситуации на Донбассе России необходимо снова пользоваться проверенным способом. Тем более к этому её снова подталкивают США и её марионетка Зеленский. Присоединив таким образом ДНР и ЛНР Россия, конечно же, снова рискует попасть под шквал критики и многочисленных обвинениях в агрессии и т.п., но в то же время она больше не допустит таких страшных трагедий, которая произошла с Владиком Шиховым.
Не забывайте ставить лайк! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!))