Эдвард Хоппер – американский художник реалист. Первую свою картину продал за 250 долларов в 31 год. Последняя проданная его картина стоила 92 миллиона долларов.
Хоппер был медленным художником. Написал всего около 500 картин за 80 лет жизни. Длительно обдумывал полотна. Но при этом вывел американскую живопись на международный уровень.
Одним из учителей, повлиявших на его становление, был Роберт Генри:
«Забудьте об искусстве и рисуйте на картинах то, что вас интересует в жизни».
И Хоппер рисовал то, что было вокруг него. Его произведения педантично совпадали с реальными пейзажами.
Эдвард после школы обучился иллюстрации и долгое время ею зарабатывал. Хотя не любил. Параллельно экспериментировал в живописи со светом, писал маслом и акварелью, что не приносило дохода. Поэтому впадал в депрессии. По характеру был замкнутым, стеснительным человеком, что сыграло роль в том, что он поздно женился (после 40) и поздно получил признание. Именно супруга помогла продвинуть его как художника и завоевать популярность у критиков и зрителей. Она занималась его карьерой.
Хоппер рисовал пейзажи. Морские и урбанистические, позднее сельские. Театры, кинотеатры, поезда, отели, дома, маяки. Играл со светом, геометрически правильными линиями и добавлял в них людей.
Его реализм был очень символичен. Особенно это проявлялось в период Великой Депрессии и Второй Мировой Войны. Тогда в своих работах он отражал американскую отчужденность, социальную изоляцию и одиночество. Мастер создавал четкие границы света и тьмы, как будущего и прошлого, как пустоты вокруг. Рисовал стекла – окна, витрины, как барьеры между людьми, людьми и миром. Раскрывал двери и окна, символизируя щемящее одиночество, стремление к открытости. Его холсты становились произведениями искусства, а идеи использовали в кино и фотографиях. Сами картины часто воспринимали как кадр из фильма.
Работам Хоппера постоянно приписывали сюжеты, которых он не имел ввиду. Он считал, что важнее то, что дорисовывает бессознательное, оно гораздо глубже сознательного. То есть он просто рисовал женщину, которая смотрит в окно или дом в городе, а смотрящие додумывали через свою призму. Его учитель Роберт Генри так и говорил: «Значение имеет не предмет, а то, как вы к нему относитесь».
Последнее полотно художника символично изображало последний поклон зрителю.