Пчеловод, сам того не ведая, может испортить мёд. Причина загрязнения мёда пестицидами рассмотрена в этой статье.
Начало истории относится к 60-м годам прошлого столетия. Когда по всему миру начал распространяться пчелиный паразит. Называют его Varroa Destructor. А болезнь, соответственно, именуется варроатоз.
Поскольку сей гамазовый клещ является переносчиком заболеваний, пасеки повсеместно стали таять на глазах. В СССР борьба с паразитом велась несколькими путями.
Термообработка семей имела самую высокую эффективность. При нагреве пчёл до 46-48 градусов, клещ погибал от обезвоживания. А носитель выживал. Но из-за больших трудозатрат крупные пасеки стали роптать. И термокамеры по-тихому свернули.
Также применялся ожог органов Варроа органическими кислотами. Но и здесь неграмотное применение приводило к закисанию перги. И как результат, вспышкам грибковых заболеваний.
Кто-то также работал с тимолом. Или скармливал отвар растений. Но засилье клеща диктует свои правила игры.
Когда к вопросу подключились химики, то первые результаты оказались грандиозными.
В моей памяти всплывают такие названия, как фенотиазин и фольбекс. Помню, последний выпускали в Прибалтике. Зелёные картонные полоски с хлорбензилатом поджигались. И тлеющими вставлялись в леток улья.
Потом стали поливать между рамок эмульсией амитраза. И уже в завершении за бугром стали доставать Апистан (флувалинат).
Открою вам, друзья, секрет Полишинеля. Никакой новой химической группы, специально против вароатоза, никто открывать не думал. Тем же амитразом вовсю пропитывали ошейники для собак. Или обрызгивали сады от вредителей (белокрылки). Касаемо флувалината - всё аналогично. Препараты ("Маврик") на его основе вовсю используются против вредителей сельхозкультур.
К чему я это написал? - Да к тому, что во времена Союза никто травить население не собирался. Поэтому дозировки и методики применения рассчитывались именно с учётом этого. Чтобы не попало в товарный мёд. Хотя лично моё мнение: если в улье применяется пестицид, то он, или его производные в мёде гарантированно будут! Чтобы пасечник совсем не потерял чувство меры ввели Предельно Допустимую Концентрацию (ПДК). И если норма не превышена, то считают, что препарата в продукте как бы и нет. Слово "совсем" тут деликатно опускается (скажите это организму с сопутствующими патологиями!)
Но вернёмся к проблеме с Варроа. Вся беда в том, что живой организм со временем приспосабливается к ядам. Клещ исключением не явился. И вот тогда особо ушлые пасечники не нашли ничего лучше, как отойти от рекомендаций.
Дальше - больше. Дурной пример заразителен. Уже молодые пчеловоды вовсю стали выписывать в зарубежных интернет-магазинах препараты с повышенной концентрацией.
Вскоре ситуация стала расти подобно снежному кому. Передозировка выращивает устойчивого клеща. Отечественные препараты, естественно, ему уже что слону дробина. Отсюда следует что? - Верно. Ещё более ломовые дозы забугорных акарицидов. И в разы чаще положенного.
Вот это нарушение технологий уже приводит к превышению ПДК в товарной продукции. И мёд бракуется.
Да, совсем забыл. Пчёлы таскают мёд из гнезда в магазины замечательно. Как и воск. А тот же флувалинат липофилен. И замечательно накапливается. Советую пчеловодам всегда это помнить.
Признаюсь честно: я - жесткий противник присутствия ЛЮБЫХ пестицидов в улье. Потому что немного знаком с биохимией процессов. И не желаю испытывать здоровье на прочность.
Доводы о том, что тот же амитраз распадается на безобидные метаболиты (производные), считаю смехотворными. И почему-то терзают сильные сомнения в том, что вменяемый сторонник пестицидов готов на камеру, залпом махнуть стакан какой-нибудь 4-ацетамидометатолуиловой кислоты в поддержку своей позиции. Активно не советую! Ну а коли так, товарищи, то не надо и лицемерить. Безвредная химия дыхание у клеща не ингибирует. Значит и в мёде ей делать нечего. Совсем!
Надеюсь, что одну из причин загрязнения мёда вы поняли. Это препараты против клеща. Как этого избежать? - Легко! Той же термообработкой или кислотами. Экологично и эффективно. Всем советую.