В сознании миллионов советских и российских граждан Волгоград всегда оставался городом-героем с богатым историческим прошлым и прекрасным будущим. Прежде в городе была развита инфраструктура, химическая, металлургическая и машиностроительная промышленность. Ежегодно сюда съезжались сотни тысяч туристов, чтобы увидеть главные достопримечательности и насладиться жарким южным солнцем, волжскими просторами и степными пейзажами. К сожалению, сейчас всё выглядит довольно удручающе.
Упадок Волгограда начался ещё в конце 90-х, когда стали закрываться градообразующие предприятия. К 2019 году в городе практически не осталось крупных промышленных объектов, большинство из них были признаны банкротами и ликвидированы. Знаменитые на всю страну заводы, качество продукции которых было доказано годами, безжалостно уничтожены, а большая часть цехов разграблена вандалами или разрушена. Такая судьба постигла:
Волгоградскую ГРЭС, функционировавшую даже в годы Сталинградской битвы;
гидролизный завод, в стенах которого с 1941 года производили спирт и спиртосодержащие препараты, а также хлебопекарные дрожжи;
кожевенный завод, просуществовавший вплоть до 1990-х гг.;
моторный завод, поставлявший на российский рынок дизельные двигатели и компрессорные установки;
завод тракторных деталей и нормалей – одно из старейших предприятий города и другие.
Тенденция такова, что ежегодно в городе прекращает свою деятельность несколько десятков крупных и средних предприятий, повышая тем самым рост безработицы в регионе. Тысячи волгоградцев не могут найти работу по специальности и либо устраиваются в многочисленные магазины и торговые центры, либо покидают регион в поисках лучших условий труда и жизни. Наиболее перспективными для переезда считаются Краснодар, Москва и Санкт-Петербург.
Ухудшает обстановку в городе стагнация туристической сферы. Привычные маршруты и экскурсионные программы военно-патриотической направленности не способны обеспечить стабильное развитие туризма. Верный признак деградации отрасли – закрывающиеся туристические компании. В городе практически не осталось турагенств, а оставшиеся на рынке компании специализируются преимущественно на выездном туризме – Турции, Таиланде, Египте и пр.
В числе успешно развивающихся предприятий Волгограда – службы такси. Спрос на услуги приводит к тому, что тысячи горожан с разным уровнем образования поступают на работу в данную сферу. Кстати, качество сервиса от этого сильно страдает.
Фактически, Волгоград умирает: условия для жизни с каждым годом ухудшаются, уровень зарплат остается одним из самых низких по стране, а цены на услуги ЖКХ стабильно растут. Удастся ли сократить отток населения из города, покажет время.
А как вы считаете, сумеет ли Волгоград сохранить статус города-миллионника?