Прогулки по Самаре. Улица Чапаевская. Часть LII
В прошлый раз мы отклонились от основного маршрута, чтобы исследовать улицу с необычным названием Рабочий городок. Но вот мы снова на перекрестке Чапаевской и Ульяновской, а значит пришла пора освежить в памяти, с чем для самарца связана улица Ульяновская.
Даже отсюда, с холма, можно видеть корпуса Жигулевского пивзавода на берегу Волги и то, что в народе принято называть Дном, – нижний участок улицы Ульяновской с заведениями, где можно приобрести и употребить знаменитый напиток.
На крутом спуске улица вдруг становится пешеходной, превратившись в ажурную металлическую лестницу. Автор этих строк однажды очень торопился к Волге на переправу и на бегу проломил одну из нижних решетчатых ступенек. Чудом не сломал ногу.
Приобретение пенного напитка на Дне – это не только гарантия свежести продукта, но и настоящий ритуал, ради которого самарец готов преодолеть крутой спуск, непривычное в наше время стояние в очереди и обратный путь в гору.
А в 2017 году ритуал дополнился фотосессией с памятником безымянному пивовару у бара «На дне». Для этого надо сесть на бочонок слева, взяться рукой за бронзовую кружку и собственно сделать фото.
Другой конец двухкилометровой улицы Ульяновской упирается в Губернский рынок, построенный Петром Щербачевым в 1950-55 годах.
Двигаясь от рынка к Волге, первым делом мы увидим закат сталинского неоклассицизма, переходящий в рассвет хрущевского аскетизма, а над всем этим – верхушки современных построек.
Сохранилась тут и деревянная застройка начала XX века, но в нее уже гордо вклинился постсоветский дом-утюг.
Ждут сноса остатки былой красоты.
Но кое-какую красоту всё же удалось уберечь. В списке объектов культурного наследия имеется памятник градостроительства и архитектуры, обозначенный как дом Масловского 1910 года постройки (ул. Ульяновская, 51).
Стиль здания эксперты назвали так: неовизантийский с чертами мавританского. Архитектор, к сожалению, не установлен. Зато известно, что первоначально, по проекту 1905 года, дом должен был стать деревянным. А участок тогда принадлежал мещанке Агафье Алексеевне Кобылкиной.
В 1927 году в доме поселилась семья известного самарского врача-фтизиатра и руководителя краевого НИИ туберкулеза Виктора Юлиановича Масловского (1878-1936). Наследники Масловского жили здесь до середины 1950-х, а потом продали дом Епархии.
С этим домом у меня связаны воспоминания студенческих лет. В середине 1980-х я жил недалеко от тех мест и одно время подрабатывал разносчиком телеграмм. Была весна. По случаю Пасхи на имя архиепископа Куйбышевского и Сызранского приходило много поздравлений. Он, владыка Иоанн (будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), жил как раз в этом доме.
Накануне праздника корреспонденцию принимали его слуги через приоткрытую дверь, а на Пасху владыка дал слугам выходной, сам открыл двери и к великому моему удивлению пригласил почтальона в гостиную. Там архиепископ расписался в получении, а потом зачерпнул из какой-то коробочки горстку мелочи и вручил мне.
В горстке оказалась весьма ощутимая по тем временам сумма – больше рубля. Почтальоны тогда вообще крайне редко получали чаевые, а если и получали, то в разы меньше. Я решил эти деньги не тратить и рассматривать их как своего рода благословение. Может быть, это просто совпало так, но наступившие вскоре лихие девяностые принесли мне стабильные достойные заработки в процветающей компании.
А теперь давайте продолжим знакомство с разношерстной архитектурой улицы Ульяновской. Здесь нашлось место и для конструктивизма. Точнее – для постконструктивизма с элементами неоклассицизма. Это торговый центр «Вавилон», который автор помнит еще как второй корпус Куйбышевского авиационного института.
А вот еще одна достопримечательность, точнее, её отсутствие: пустырь за забором на месте торговых бань помещицы Елизаветы Кошелевой. Здесь печально известная компания «Трансгруз» мечтает построить 14-этажный дом.
Здание бани снесено сравнительно недавно. Среди самарцев есть немало тех, кто даже успел там помыться.
А так выглядело заведение до революции (светлое двухэтажное здание справа).
Соседний угол квартала успели спасти, там сохранился жилой дом всё той же Елизаветы Кошелевой, в котором теперь находится гостиница «Европа».
А через дорогу – здание, в котором с 1900 по 1902 год находилась 2-я женская гимназия, переехавшая затем на улицу Соборную (Молодогвардейскую). Сразу внесу ясность: ступенчатая конструкция из стеклянных цилиндров над крышей бывшей гимназии – это верхушка другого здания на соседней улице (33-этажка «Трансгруза»).
Очередная достопримечательность улицы имеет отношение к литературе – это дом №19.
В нем жил писатель и журналист Эдуард Кондратов.
Многим самарцам он известен, прежде всего, как автор книги «По багровой тропе в Эльдорадо».
Из знаменитых архитекторов на Ульяновской оставил свой след не только Щербачев-младший, но и, предположительно, его отец Александр Александрович Щербачев. Вероятно, именно он спроектировал здание Коммерческого училища на углу улиц Симбирской и Соборной (нынешних Ульяновской и Молодогвардейской), в котором после революции обосновался Самарский университет, а с 1930 года – Строительный институт. Верхние три этажа надстроены в 1930-х.
Вы не могли не заметить, что на Ульяновской нет ни одной достопримечательности, связанной с семьей Ульяновых, хотя в Самаре таких мест больше двух десятков. Почему же тогда улицу назвали Ульяновской? Этот парадокс объясняется очень просто: начиная с 1860-х годов улица называлась Симбирской, а в 1924 году (после смерти В. И. Ленина) сменила название вслед за родиной Ильича.
Несмотря на значительные потери, на улице сохранились фрагменты застройки времен Симбирской. Поскольку улица находится в границах исторического поселения, нельзя ограничиваться охраной объектов культурного наследия, игнорируя фоновые постройки. Специалисты составили список из 670 этих ценных градоформирующих объектов (ЦГФО). Больше десятка таких объектов находится на Ульяновской.
Но есть одна проблема: список ЦГФО до сих пор не утвержден Правительством области. Зато есть программа по сносу аварийного жилья, и в ней фигурируют дома из списка ЦГФО.
На Ульяновской собираются сносить два таких объекта: дома 28 и 36. Конечно, сейчас они выглядят не наилучшим образом. Но даже человеку без архитектурного образования понятно: это не безликие сараи, а оригинальные постройки, имеющие собственное лицо и требующие ремонта, а не сноса.
Спасибо, что дочитали!
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на территории Иверского женского монастыря, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – нажмите «Поделиться» под текстом или слева на полях).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного.
Ваш Андрей Макаров