Продолжение статьи Гармония романтизма
В основе мышления, как и у других композиторов-романтиков, классическая гармония и тональность, но с присущими романтизму модификациями тонального мышления.
В произведениях Грига представлены все возможные виды хроматических тональнотсей: одноименный, однотерцовый, параллельный, одновысотный мажоро-минор, все виды мажора и минора – натуральный, гармонический, мелодический, а так же присутствует смешивание тональностей, присутствуют полиладовость и политональность.
Подключении минора в мажор «высветляет» тональность, а мажор в миноре – наоборот, придаёт мрачности звучанию.
Для придания выразительности и усиления красочно-колористической роли гармонии Григ широко использует хроматизацию, лейтмотивы, лейттемы и лейтинтонации. Так же следует заметить, что при этом роль тоники ослабевает, а наибольше значение придаётся доминанте. Особенности модифицированной по романтическим принципам гармонии дают полное раскрытие образа и внутреннего состояния. Вопросительные интонации без разрешения показывают внутренний душевный разлад.
В романсах «Время роз», «С водяной лилией» и «Заход солнца» можно увидеть полифонизацию фактуры за счёт мелодизации голосов. При гомофонно-гармоническом складе – аккорды терцовой структуры являются определяющими. Но, в отличие от классицизма, где преимущественное значение имеют трёх и четырёхзвучные аккорды, в романтической традиции, присутствующей у Грига, эти аккорды усложняются добавлением терций до септаккордов и нонаккордов.
Так же широко применяется альтерации аккордов, доминанта с расщепленной квинтой, побочные тона в аккордах (например, трезвучие с добавлением секунды), включение элементов из национальных традиций и органный пункт – все эти приемы несут в себе красочно-колористическую функцию, придают произведению яркости.
Во всех вышеназванных романсах присутствует терцовая связь аккордов, нетрадиционные лады предполагают своеобразие связей вертикали. Так же заметен уход от каденционных оборотов. Присутствует прерванный оборот – когда после кадансового аккорда и доминанты вместо тоники следует аккорд шестой ступени, элиптический оборот и необычные для классицизма, но вполне естественные для стиля Грига каденции.
Часто можно встретить органные пункты, основанные на тонике и доминанте. Отсутствует однозначное тяготение к централизованной системе тональных отношений. Часто присутствует доминанта, предслышащая тонику, встречается много модуляций и энгармонизаций.
При рассмотрении каждого из романсов можно выявить следующие особенности:
В романсе «Время роз» широко используются аккорды с дополнительными неаккордовыми звуками. Во втором, четвёртом и шестом тактах – обращения септаккорда седьмой ступени: терцкварт аккорд с квартой, секунд аккорд с квартой, квинтсекст аккорд с квартой.
С девятого по двенадцатый такт – квинтсекст аккорд двойной доминанты и септаккорд без терции.
В тринадцатом такте – мажорная доминанта.
С двадцать девятого по тридцать первый такт происходит оминоривание доминанты – это усиливает эмоциональный окрас текстовой фразы романса.
С двадцать первого по двадцать восьмой такт присутствует энгармоническая модуляция из тоники во вторую ступень через септаккорд седьмой ступени.
С тридцать третьего по сороковой такт модуляция в до-мажор.
В романсе «С водяной лилией» почти на всём протяжении формы в басу применяется контрапункт, а верхний голос аккомпанемента практически полностью повторяет вокальную мелодию романса. Основная тональность – ля мажор, но на всём его протяжении Григ использует средневековые лады – дорийский и фригийский, что усиливает эмоциональную напряженность и придаёт таинственности произведению. Романс начинается и заканчивается в тональности доминанты.
В романсе «Заход солнца» так же присутствует мелодизация голосов в сочетании с гомофонно-гармонической фактурой. Основная тональность – си мажор – сохраняется на протяжении всего произведения, но присутствуют отклонения в тональность доминанты (1, 2, 6, 7, 9 и 12 такты), которые дают особую гармоническую окраску, позволяющую ярче выделить смысл произведения.
Модификация классического построения формы романсов происходит за счёт активизации гармонического развития.
Спасибо, что читаете этот канал! Надеюсь, информация Вам интересна и полезна!