Найти тему
Творчество и жизнь

Особенности гармонического мышления Грига

Продолжение статьи Гармония романтизма

В основе мышления, как и у других композиторов-романтиков, классическая гармония и тональность, но с присущими романтизму модификациями тонального мышления.

В произведениях Грига представлены все возможные виды хроматических тональнотсей: одноименный, однотерцовый, параллельный, одновысотный мажоро-минор, все виды мажора и минора – натуральный, гармонический, мелодический, а так же присутствует смешивание тональностей, присутствуют полиладовость и политональность.

Подключении минора в мажор «высветляет» тональность, а мажор в миноре – наоборот, придаёт мрачности звучанию.

Для придания выразительности и усиления красочно-колористической роли гармонии Григ широко использует хроматизацию, лейтмотивы, лейттемы и лейтинтонации. Так же следует заметить, что при этом роль тоники ослабевает, а наибольше значение придаётся доминанте. Особенности модифицированной по романтическим принципам гармонии дают полное раскрытие образа и внутреннего состояния. Вопросительные интонации без разрешения показывают внутренний душевный разлад.

В романсах «Время роз», «С водяной лилией» и «Заход солнца» можно увидеть полифонизацию фактуры за счёт мелодизации голосов. При гомофонно-гармоническом складе – аккорды терцовой структуры являются определяющими. Но, в отличие от классицизма, где преимущественное значение имеют трёх и четырёхзвучные аккорды, в романтической традиции, присутствующей у Грига, эти аккорды усложняются добавлением терций до септаккордов и нонаккордов.

Так же широко применяется альтерации аккордов, доминанта с расщепленной квинтой, побочные тона в аккордах (например, трезвучие с добавлением секунды), включение элементов из национальных традиций и органный пункт – все эти приемы несут в себе красочно-колористическую функцию, придают произведению яркости.

Во всех вышеназванных романсах присутствует терцовая связь аккордов, нетрадиционные лады предполагают своеобразие связей вертикали. Так же заметен уход от каденционных оборотов. Присутствует прерванный оборот – когда после кадансового аккорда и доминанты вместо тоники следует аккорд шестой ступени, элиптический оборот и необычные для классицизма, но вполне естественные для стиля Грига каденции.

Часто можно встретить органные пункты, основанные на тонике и доминанте. Отсутствует однозначное тяготение к централизованной системе тональных отношений. Часто присутствует доминанта, предслышащая тонику, встречается много модуляций и энгармонизаций.

При рассмотрении каждого из романсов можно выявить следующие особенности:

В романсе «Время роз» широко используются аккорды с дополнительными неаккордовыми звуками. Во втором, четвёртом и шестом тактах – обращения септаккорда седьмой ступени: терцкварт аккорд с квартой, секунд аккорд с квартой, квинтсекст аккорд с квартой.

С девятого по двенадцатый такт – квинтсекст аккорд двойной доминанты и септаккорд без терции.

В тринадцатом такте – мажорная доминанта.

С двадцать девятого по тридцать первый такт происходит оминоривание доминанты – это усиливает эмоциональный окрас текстовой фразы романса.

С двадцать первого по двадцать восьмой такт присутствует энгармоническая модуляция из тоники во вторую ступень через септаккорд седьмой ступени.

С тридцать третьего по сороковой такт модуляция в до-мажор.

В романсе «С водяной лилией» почти на всём протяжении формы в басу применяется контрапункт, а верхний голос аккомпанемента практически полностью повторяет вокальную мелодию романса. Основная тональность – ля мажор, но на всём его протяжении Григ использует средневековые лады – дорийский и фригийский, что усиливает эмоциональную напряженность и придаёт таинственности произведению. Романс начинается и заканчивается в тональности доминанты.

В романсе «Заход солнца» так же присутствует мелодизация голосов в сочетании с гомофонно-гармонической фактурой. Основная тональность – си мажор – сохраняется на протяжении всего произведения, но присутствуют отклонения в тональность доминанты (1, 2, 6, 7, 9 и 12 такты), которые дают особую гармоническую окраску, позволяющую ярче выделить смысл произведения.

Модификация классического построения формы романсов происходит за счёт активизации гармонического развития.

Эдвард Григ. Фото из свободного доступа.
Эдвард Григ. Фото из свободного доступа.

Спасибо, что читаете этот канал! Надеюсь, информация Вам интересна и полезна!