22.04.2021 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
В американском Конгрессе всерьез озаботились противодействием т. н. «китайской угрозе». «Поддержка демократии» в автономных районах Китая, борьба с «кражей интеллектуальной собственности», прекращение помощи тем азиатским странам, которые вовлечены в военное сотрудничество с КНР - вот лишь некоторые из областей, в которых администрации США предлагается принять конкретные меры в соответствии с законопроектом, разработанным в верхней палате Конгресса. Авторами Акта о стратегическом соперничестве от 2021 г. выступили демократ Роберт Менендес, возглавляющий комитет по иностранным делам в верхней палате, и республиканец Джим Риш.[1]
«Акт о стратегическом соперничестве» отражает серьезные антикитайские настроения в обеих палатах Конгресса и, по сути, кодифицирует все реализуемые и предлагаемые меры по «сдерживанию» Китая. Если законопроект будет принят, госсекретарю США предстоит готовить ежегодный отчет, включающий список всех китайских госкомпаний, «нанесшим ущерб любым американским компаниям или секторам национальной экономики».
Ключевая часть инициативы посвящена финансированию мер военно-политического характера по противостоянию с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) – в 2022-2026 гг. На эти цели предлагается потратить $655 млн., а дополнительные ассигнования в размере $450 млн. за тот же период выделить на реализацию т.н. инициативы по поддержанию морской безопасности в ИТР.[2]
Предложенный законопроект не оставит нынешней американской администрации иного выбора, кроме как политики агрессивного противостояния Китаю с перспективой сползания в новую холодную войну в американо-китайских отношениях. При этом японская Shūkan Gendai полагает, что на таком фоне холодная война между США и Китаем уже идет.
Но у этой американской политики есть естественный противовес. Полностью разрушить двусторонние отношения, особенно торгово-экономические, вряд ли удастся. Китайские компании, например, продолжают размещать акции на американском фондовом рынке. В период с января по август прошлого года было привлечено 6,9 миллиарда долларов, что примерно в 2,7 раза больше, чем в тот же период позапрошлого года. Американские финансовые организации, которые обслуживают эти операции, в качестве комиссии в прошлом году заработали около 20 миллиардов долларов. Это - 70% от всей комиссии, получаемой за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это, пишет японская газета, мешает развиваться американо-китайскому конфликту.[3] Таких экономический связей пока слишком много, и это мешает развитию худших сценариев в американо-китайских отношениях.
Можно даже помечтать: если ряд членов Палаты представителей и Сената объединяются на антикитайской основе, то было бы логично ожидать и объединения тех лоббистских сил в Конгрессе, которые выступают за поддержание взаимовыгодной торговли и экономических отношений с КНР. Но это было бы слишком оптимистично на данном этапе.
Китай, несмотря на прямолинейные агрессивные действия Вашингтона, по-прежнему выступает за воссоздание «системы стратегического диалога» с США, однако в американском Конгрессе предпринимают столь же системные усилия с прямо противоположным знаком, нацеленные на то, чтобы полностью блокировать диалог с КНР, - и, тем самым, действительно приближая новую холодную войну в двусторонних отношениям. Если это истинный характер «многосторонней дипломатии» администрации Дж. Байдена, то, в ней нет ничего нового. К сожалению, остается только ожидать решения по проекту в Конгрессе, но, может быть, здравомыслие и экономические резоны возобладают на фоне объективной тенденции ухода в прошлое Pax American?! Или это уже не с этим президентом и не с этой администрацией? Китай умеет ждать…
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.