Найти в Дзене

Рецензия на фильм «Гнев человеческий». Достоевщина и пацанские цитаты

Факт первого со времён «Револьвера» (2005) реюниона Стэйтема и Ричи знаменателен уже по себе. Что же касается художественной ценности картины в целом и локальных решений внутри неё в частности — попытаемся расставить акценты в нашей рецензии.

С самых вступительных титров режиссёр яснее ясного даёт понять, что зрителя ожидает прямой, как рельса, боевик. И действительно, «Гнев человеческий» даже не пытается тягаться в изяществе сторителлинга ни с «Джентльменами», заслуженно ставшими новой классикой, ни с «Большим кушем» или «Картами, деньгами, двумя стволами», никогда и не переставшими быть классикой.

Новая работа маэстро криминального жанра — честный в своей незамысловатости, брутальный и крайне мрачный боевик, изобилующий гомофобными шутками и фирменной непроницаемой мимикой Джейсона Стэйтема. Через призму этой самой мимики транслируются гипертрофированно маскулинные мудрости, которые уже разлетаются на цитаты в уважающих себя пацанских пабликах.

«Сверху густо, снизу пусто». © Эйч (главный герой картины)
«Сверху густо, снизу пусто». © Эйч (главный герой картины)

Нарратив ремейка сильно отличается от оригинального французского фильма, вышедшего в 2004-м году. В прочтении британца почти полностью отсутствует флёр тайны вокруг личности и мотивации главного героя. Тут нет места для лишней экзистенциальной рефлексии, зритель сразу понимает, что и зачем делает протагонист.

И вроде бы сложно обвинить Ричи в желании сделать именно такое кино. Проблема в том, что, формально отойдя от традиционной эстетской подачи, режиссёр всё равно пытается брендировать новинку своими авторскими фишками: игра со временными пластами, пижонская операторка, разбивка сюжетных арок по группировкам персонажей.

Но всё это сделано будто à propos и по касательной. Твисты, которые раскрывают камбэки во времени, банальны до неприличия. Операторская работа решается на эксперименты будто по указке генератора случайных цифр, без какой-либо общей логики. Сюжетные арки выглядят скорее несколькими разрозненными новеллами, чем единым композиционно завершённым полотном. Всё это заметно бьёт по возможности погружения в сеттинг и вере в химию между персонажами.

-3

Выйдя из зала, вы совершенно точно не назовёте «Гнев человеческий» режиссёрским провалом Гая Ричи, но и едва ли поставите ленту в один ряд с успешными работами британца. Это крепкий и не скучный, но откровенно проходной боевик в фильмографии мастера.

А мы ждём шпионский триллер «Пять глаз», в которой снова сможем лицезреть тандем Ричи со Стэйтемом. Джош Хартнетт, сыгравший в «Гневе...» одну из самых харизматичных своих ролей за последнее время, также присоединится к съёмочной группе.

***

6.5 ИЗ 10 звёзд постигли дзен при просмотре.