25 апреля Американская киноакадемия объявит имена победителей премии «Оскар». Россия тоже могла получить в этом году золотую статуэтку. Фильм Кончаловского «Дорогие товарищи!» вошел в шорт-лист претендентов на главный приз, но в итоге так и не попал в номинацию. Мы решили разобраться: неужели противоречивая история о «новочеркасском расстреле» не зацепила западного зрителя за живое? Или американские академики снова не поняли загадочную русскую идею? А может быть, во всем опять виновата политика? Объясняют киноблогеры Дзена.
Спойлер: а в конце статьи вы узнаете, какие шесть отечественных фильмов все-таки получили «Оскар»
«Дорогие товарищи!»: история протеста в классическом формате черно-белого кино
В новой картине, снятой по канонам классического черно-белого кино, Кончаловский рассказывает историю забастовки рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Жизнь в конце хрущевской оттепели становилась все хуже и хуже. Сильно выросли цены на продукты, а зарплата на заводе снизилась на треть.
Рабочие электровозостроительного завода — крупнейшего в стране по производству локомотивов — вышли на улицы с требованием пересмотреть оплату труда и остановить рост цен. Власти жестоко подавили демонстрацию: в город ввели бронетранспортеры и танки, военным раздали боевые патроны и открыли огонь. В результате погибло около 25 человек, больше 85 были тяжело ранены, семерых объявили организаторами и приговорили к расстрелу.
Катя Киселева, автор канала «Кино Кукуруза»: «Событие было строго засекречено до конца советской власти: отказавшихся подписывать бумаги о неразглашении объявили “врагами народа”, погибших похоронили в неизвестных могилах, площадь за ночь отмыли от крови, положили новый асфальт и устроили танцы. Поэтому первый фильм о “новочеркасском расстреле” стал историческим открытием для многих зрителей».
Главная героиня Людмила — партработник и завсектора горкома. Ее дочь примкнула к бастующим рабочим и после разгона демонстрации бесследно пропала
Почему мы не попали на «Оскар»: слишком национальный проект или во всем опять виновата политика?
«Дорогие товарищи!» — второй фильм режиссера, который попадает в шорт-лист премии. В 2016 году картину «Рай» добавили в декабрьский шорт-лист, но она так и не вошла в список номинантов. В этом году американские киноакадемики снова не включили картину Кончаловского в основной список фильмов. Давайте разберемся почему.
Слишком национальный проект, который просто не поняли на Западе. В Америке, Европе и России о Кончаловском говорят, как о режиссере-глыбе. Его фильмы вызывают горячие споры и претендуют на престижные награды европейских кинофестивалей. Кажется, у нас были все шансы попасть в номинацию на «Оскар», но просто быть именитым режиссером для этого недостаточно.
Дмитрий Бортников, автор канала «На последнем дыхании»: «“Дорогие товарищи!” оказался слишком национальным проектом. Даже в России об этой трагедии мало кто знает. Вплоть до перестройки история хранилась под грифом секретности, а население города было так напугано, что до сих пор неохотно рассказывает о тех временах. Для киноакадемиков это слишком сложная и противоречивая история».
Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая на премьере фильма
Слишком политизированный сюжет, который вызывает много споров. Кинокритики сходятся во мнении: картину можно оценивать по-разному. С одной стороны, фильм кажется «антисоветским» — ведь советская власть расстреливает своих граждан прямо в центре города. Кто-то назовет фильм «просталинским» — ведь главная героиня остается убежденной сталинисткой и видит решение всех проблем в расстреле. Можно назвать фильм «антигэбэшным», считая единственной истинной фигурой власти КГБ. А может быть, режиссер рассматривает трагедию просто как неудачу хрущевского правительства.
Александр Залесов, киноблогер, политолог и автор канала «Кино и вино»: «Сейчас в США популярны левые идеи о равенстве доходов и перераспределении средств от богатых к бедным. СССР для прогрессивной молодежи давно уже не империя зла, а скорее, пример для подражания. В этот политический тренд не вписывается сложный фильм Кончаловского со своей критикой партийности и печальным взглядом на социализм. Академики больше ценят понятные и идеологически непротиворечивые фильмы, более отзывающиеся в современной американской повестке».
Кадр из фильма «Дорогие товарищи!», режиссер Андрей Кончаловский
Не все так плохо: 6 статуэток на полках России
Да, в этом году российский фильм не попал в список номинантов, но ведь так было не всегда. Работы отечественного кинематографа 17 раз попадали в номинации на «Оскар», а шесть картин получили золотую статуэтку. Рассказывает Катя Киселева, автор канала «Кино Кукуруза»:
- Документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина 1943 года. 15 фронтовых операторов вели съемку хроник о боях за столицу в 30-градусные морозы. Монтировали фильм и днем и ночью, порой во время воздушных атак.
- «Война и мир» Сергея Бондарчука в 1966 году стала самой высокобюджетной картиной в истории кинематографа XX века. Ее готовили 7 лет и потратили более 100 миллионов долларов. Фильм увидели 38 миллионов зрителей.
Кадр из фильма «Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук. Для съемок понадобилось 200 огнестрельных орудий, 20 тонн взрывчатки и 15 тысяч дымовых гранат
3. Экранизация произведений ученого, исследователя и писателя Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» о людях, живущих в гармонии с природой, был снят в совместном производстве СССР и Японии японским режиссером Акирой Куросавой в 1976 году. Работа над экранизацией романа перевернула его жизнь, ведь накануне он пытался покончить собой из-за провала предыдущего фильма.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов
4. «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова в 1980 году стала лидером проката в стране, а в следующем году фильм получил статуэтку. Правда, режиссера даже не пустили в США, чтобы получить приз. «Я считался неблагонадежным и был невыездным», — вспоминал Меньшов. За наградой вышел атташе по культуре советского посольства. На следующий день во всех американских газетах было написано, что «Оскара» получил работник КГБ.
5. «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова стал первым фильмом, получившим приз после распада СССР в 1995 году. История комдива Сергея Котова и его семьи была так правдоподобна, что к режиссеру даже обратились с требованием показать документы о биографии реального прототипа героя. После этого в титрах указали, что все герои и события вымышлены.
6. Мультфильм «Старик и море» Александра Петрова наградили в 2000 году. Это был первый мультфильм в истории, который показали в кинотеатрах формата IMAX.
А какой из советских или российских фильмов вы бы номинировали на «Оскар»? Или вы вообще не поклонник этой американской кинопремии?