Найти тему
PUSKPRO.RU

Обратная сила аннулирования (грузовой пропуск в Москву)

Надо ли регистрироваться в РНИС чтобы не аннулировали?

Как вы знаете, с 5 мая 2021 года вступают в силу изменения в процедуре оформления грузовых пропусков в Москву. В том числе, среди прочих, появилось требование регистрации в ЕРНИС (или РНИС) - единой региональной навигационной информационной системе города Москвы.

Эта система призвана контролировать соблюдение заявленных при оформлении грузового пропуска на МКАД (ТТК, СК) маршрутов, а именно его точек. Покрытия камер, очевидно, недостаточно; поэтому непременно надо обязать владельцев грузовых транспортных средств обзавестись достаточно дорогим дополнительным оборудованием слежения (стоимость трекера составляет от 5000 руб.), чтобы получить доступ к московским грузам. И покупателям.

Законность подобных мероприятий вызывает сомнения. Но, как говорится, и овцы сыты, и волки целы. Бюджету не надо тратиться на хотелки Департамента Транспорта Москвы (камеры с режимом распознавания разрешений), все затраты несут граждане. Но после всеобщего оплатонивания перевозчиков такое совсем не удивляет.

Обойтись без такого ожидаемого производителями и продавцами навигации приобретения не получится: за отсутствие регистрации в РНИС предусмотрено 2 неблагоприятных последствия для "пользователей Постановления 379-ПП" (как любят выражаться в Дептрансе):

  • отказ в предоставлении пропуска
  • аннулирование выданного пропуска

Всё верно: помимо аннулирования за отклонение от точек маршрута отменить пропуск могут и за отсутствие самой системы, с помощью которой могут следить за этими точками маршрута.

И вот здесь начинается самое интересное: вплоть до 5 мая выдавались и еще будут выдаваться пропуска по законодательству, по которому нет требования наличия РНИС и нет основания аннулирования пропуска за его отсутствие.

Получается буквально следующее: ты получил пропуск, а потом изменили условия его обладанием. Причем, условия изменились не в сторону заявителя; положение заявителя ухудшилось. Это очень важный момент, я акцентирую на нем ваше внимание.

Что ухудшилось для обладателя грузового пропуска?

  • стало сложнее выполнять условия обладания пропуском: появились дополнительные требования;
  • необходимо нести дополнительные расходы

Внимание, вопрос: а надо ли соблюдать эти требования заявителям, получившим пропуска ДО вступления в силу новых требований?

Обычно вопрос про обратную силу закона возникает в сфере криминального (уголовного) права. Именно там в чистом виде возникает запрет на применение закона и привлечение к ответственности лиц за деяния, совершенные до вступления в силу закона, устанавливающего такую ответственность.

Например, установление уголовной ответственности за игорную деятельность вне специальных зон в 2009 году. Запрет на обратную силу закона в данном случае означает, что игорная деятельность, осуществленная в 2008 году, то есть до вступления в силу запрета, не подпадает под ответственность.

Человек не может нести ответственность за те деяния, которые на момент их совершения не наказывались.

Исключения для ретроактивного действия закона, то есть случаи, когда закон действует на прошлые отношения, тоже есть. Это, например, когда смягчается наказание за преступление или вообще исчезает. Это называется декриминализация.

Ретроактивное действие закона
Ретроактивное действие закона

Например, раньше была запрещена скупка краденого спекуляция грузовиками. Потом ответственность за это отменили, и всё, Тарас, торгуй себе.

Почему я говорю об ответственности? Да потому что юридическая ответственность - это обязанность претерпевать соответствующие неблагоприятные последствия в виде государственных мер за определенные нарушения. Аннулирование пропуска в этом смысле - ничто иное как ответственность. Нарушил условия пользования пропуском - получаешь последствия в виде его отмены, аннулирования.

Правило о запрете нга обратную силу закона действует не только в сфере уголовных правоотношений, это общий принцип правовых систем. Даже в области гражданского права по общему сторона не может быть принуждена к ответственности без ее согласия, если такой ответственности не существовало до момента вступления в гражданско-правовые отношения.

Законы Москвы обратной силы не имеют
Законы Москвы обратной силы не имеют

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" со мной в этом вопросе солидарен:

Статья 21. Действие правовых актов
...
4. Действие правовых актов не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу, если самим правовым актом не установлено иное.
5. Придание правовому акту обратной силы не допускается:
1) если правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность;
2) если правовой акт ... снижает уровень социальных и иных гарантий либо иным образом ухудшает положение граждан;
3) в иных случаях, установленных федеральным законодательством или законодательством города Москвы.

Как мы видим, по общему правилу действие обратной силы закона допускается только на случаи, когда самим правовым актом это предусмотрено (ч.4 ст.21 Закона).

Но в любом случае не допускается, согласно ч.5, если устанавливается или усиливается ответственность, снижается уровень социальных и иных гарантий, иным образом ухудшается положение граждан.

Действует ли аннулирование за отсутствие регистрации в РНИС для пропусков, выданных ранее 5 мая?

Итак, что мы имеем?

Есть вступающие с 5 мая новые обременения, усиливающие и устанавливающие новую ответственность (в виде аннулирования по новым основаниям - промежуточным точкам маршрутов и регистрации в РНИС) для заявителей.

Есть целая масса грузовых пропусков, оформленных и выданных ДО вступления в силу этих ухудшающих положение граждан норм.

Есть правило, согласно которому ретроактивность законов не допускается

Получается, что аннулировать по новым основаниям старые пропуска нельзя.

Кстати, по этим же соображениям Мостранс должен будет рассматривать по старым правилам все поданные до 5 мая запросы на грузовой пропуск, даже если их рассмотрение будет после 5 мая.

Успевайте друзья, оформиться. Удачи!

П.С. Департамент Транспорта Москвы в большинстве случаев очень ловко ходит прямо по бровочке при толковании норм права и в вопросах правоприменения. Чаще всего ему удается формально соблюсти букву закона и почти не злоупотребить правом.

Такую борзую позицию он может себе позволить просто потому, что у него фактически отсутствует ответственность за свои действия и принимаемые решения. Особенно в денежном выражении.

Практически никто не судится с департаментом, за последние лет 5 дай бог наберется и 2 сотни дел ч его участием в арбитражной картотеке. Причем, основная часть тяжб инициируется таксистами.

Перевозчики и владельцы грузового транспорта судиться боятся. А те малочисленные дела, которые всё таки случаются, формируют негативную практику, они обычно проигрываются, в подавляющем случае из-за слабой подготовки дела.

Немаловажную роль играет и административное давление. Юрист Дептранса Москвы чуть не с ноги открывает двери судебных заседаний.

Как будет применять новые нормы Мостранс - покажет практика. Буквального формализованного подхода в виде "есть статья а человек под неё найдется основание - аннулируем" исключать не стоит.